Л
Подбери куклам одежду
Оборудование: 2 куклы, одежда для кукол.
Логопед показывает детям две куклы, имя одной состоит из двух частей, другой — из трех. Дети рассматривают приготовленную одежду и распределяют ее между Ниной и Наташей. (Одной — костюм, юбку, блузку, другой — сарафан, кофточку, тапочки.) Логопед просит объяснить, почему никто не предложил куклам плащ, босоножки.
Цветочная поляна
Оборудование: наборное полотно — полянка, разнообразные открытки в виде кругов с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех, четырех слогов.
Словарь: мак, ирис, роза, тюльпаны, нарциссы, гвоздики, маргаритки.
Логопед предлагает поиграть в игру «Цветочная поляна» и ставит перед детьми наборное полотно — полянку, а детям раздает разноцветные кружки, на которых изображены цветы.
Логопед. Посадите цветы на клумбу: сначала цветы, названия которых с одной частью (один слог), затем цветы, названия которых делятся на две части (два слога), на три (три слога) и на четыре части (четыре слога).
|
|
В конце игры дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они «посажены».
Перфокарты 1
Оборудование: карточки с окошечками в центре, над ними картинки, а под окошечками — слоговые схемы картинок; чистые листы бумаги и карандаши.
Детям предлагаются карточки, чистые листы бумаги, карандаши. В окошечко вставляются чистые листы бумаги, ребенку предлагается провести стрелочки от картинки к соответствующей слоговой схеме слова.
Перфокарты 2
Оборудование: два вида карточек, чистые листы бумаги, карандаши.
Детям раздаются карточки, чистые листы бумаги, карандаши. В середину карточки вкладывается чистый лист бума-
J\\ ___________ Библиотеиа Логопеда ___________ ~ |35
ги и ребенку предлагается провести стрелочки от картинки к соответствующей слоговой схеме слова. Затем лист бумаги переворачивается, открывается другая карточка, где также проводятся стрелочки от картинки к соответствующей звуковой схеме слова.
Кто это?
Оборудование: игрушка кот, фишки.
Логопед (показывает игрушку — кота.) Назовите игрушку словом из двух частей. (Кошка, котик, киска, киса, котя.)
Ответы детей анализируются, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
А можно ли изменить слово, чтобы эту же игрушку назвать словом из трех частей? (Котофей, котенок, кошечка, кисонька, кисуля, кисочка, мурлыка.)
Какие клички подойдут коту (кошке)?
Дети отвечают.
Дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости
Цели:
— дать понятие «твердый» и «мягкий» звуки;
— учить различать эти звуки на слух;
|
|
— уметь выделять мягкий и твердый звуки из слов;
— развивать фонематический слух, внимание и память.
Тим и Той
Оборудование: картинки-символы мальчиков, предметные картинки.
Логопед. Это Том. Слышите, как твердо начинается его имя, — Т-Т-Том? Он и сам твердый, как этот звук, потому что всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных. Том не ест тянучки, а любит торт. Он носит пальто и никогда не надевает пиджак, не берет в руки мяч, но с удовольствием играет с машинкой. Том дружит с Тимом, хотя совсем не похож на него. Тим мягкий и любит тефтели, пирожное, чебуреки, кильку, селедку. Когда Тим рисует, Том раскрашивает. Если Том берет в руки дудочку, Тим сразу начинает дирижиро-
36