Картины природы в произведении

Одним из главных образов творчества С.Сергеева-Ценского является образ природы, жизнь которой связана с жизнью человека. Природа в творчестве С.Сергеева-Ценского представляется живой и гармоничной.

Пейзаж произведения богат слуховыми, зрительными и обонятельными ощущениями: « расплавляясь в солнечном воздухе, доплывают сюда

звуки шарманки. Здесь они не режут уха, здесь они согласованы с небом,

морем, цикадами», «цикады трещат лениво… на поздние черешни садятся с

довольными криками стаи молодых большеротых скворцов», дрозды «кричат что-то, ужасно волнуясь, что именно - неизвестно. Они косноязычно-оторванно чокают, изумленно-высоко всплескивают горлом» « красноватые огромные щербатые скалы с синими тенями », « Но от солнца сплошного все струится, и движется, и тает », « славное море, голубое, с нежными жилками », « Новые дома среди старых пушистых деревьев или среди серых потресканных скал - до чего они нестерпимы для глаз »

« Мимозы цветут теперь розовым пухом и сладко пахнут », « вместе с

запахом нижней зелени », « Густо пахнет вялым виноградным листом, около земли припеченным,желтым »

Вывод: Пейзажная живопись Сергеева - Ценского необыкновенно самобытна и колоритна. Пейзаж представляет собой синкретичное сплетение образов, звуков, запахов, создающее эффект присутствия на месте действия, управляющее эмоциями читателя, что в немалой степени способствует раскрытию писательского замысла. Сочные пейзажные картины Сергеева-Ценского доставляют читателю огромное наслаждение.

 

Художественные особенности произведения

Тропы:

- особенно щедр автор на красочные эпитеты. Его пейзажи –это симфонии, это феерии красок. Автор влюбленными глазами следит за всеми переливами, за всеми оттенками, подмечает, подстерегает, ловит их: «почернел от святого страха»; «славное море, голубое, с нежными жилками», «перистые кружевные тени», «У нее такие стремящиеся вниз текучие, жадные глаза»;

- олицетворение: «Горы веселые», «Тропинка взбирается»;

- метафоры: «выбегает из них толпа сочнейших веток с крупными листьями», «жадные до простора ветки мимоз»;

- сравнение: листья «точно из лакированной зеленой кожи; «как притаившиеся ежи» шапки перекати –поля; море выкатится из этого неба, «как огромнейший круглый глаз»; Назар, «как сухой веник»; «с пушистым, как утенок, Ваняткой»;

- перифраз: «почему кричит на него этот скуластый малый?..» (Назар);

«- Это от застоя, ваше превосходительство, - скажет Назар»(хозяин дачи Пикулин)

Стилистические фигуры:

- эпифора: « паруса у них вечные, мачты вечные, матросы вечные... »;

- оксюморон: «горитмокрый на вид огонек »;

- градация: «Но Зиновье хочется, чтобы трещало, звенело, рыдало около нее.»

Синтаксические конструкции:

- риторические восклицания, обращения: «Эх, народ нежный!», «Эй, кораблики!»;

- многосоюзие: « и глазами, и шеей, и длинным носом, и бородою, и даже хромой ногой »;

- ряды однородных членов: фартук у Федора «из грязи, сала, холстины, глины,

извести и смолы», «И идет Федор к Пикулинской калитке - пьяный и старый, сутулый и хромой, грешный и гордый».

Работа с текстом

Определите художественные средства, используемые автором в отрывке.

«Точно ломаются где-то страшно далеко тонкие-тонкие-тонкие льдинки: это солнце заходит за горы. Солнце здесь подымается из-за моря и потому очень рано - ничто ему не мешает, а заходит за ближние зеленые высокие горы, и еще нет и шести часов, а уж подходит солнечная река к буковой плотине. Горы ощетинились этими редкими буками, как кабаньи спины, и теперь каждый сук отчетливо черен, точно почернел от святого страха, переплескивает через плотину солнце, кажется, медленно гнет буки, тончит сучья, глотает листья, - свергается куда-то вниз, не видно куда. А по скатам, в неглубоких балках уже начинают мягко стелиться остроконечные, чуть розоватые, как розовая пыль, тени. Потом они расползутся по круглым дубовым кустам вблизи, по серым круглым, как притаившиеся ежи, шапкам перекати-поля, по растрепанным колючим молочаям.»

Повествование перебивается лирическим отступлением. В прозе Сергеева-Ценскогоэто как бы беседы автора с читателем по душам.. Писатель как бы высказывает свои мысли вслух, делится с читателем впечатлениям, любуется, восхищается и требует от него сопереживания - сострадания или же сорадования.«Есть какая-то на земле своя солнечная правда, человеку этого не дано знать, человек только чувствует это смутно, когда вдруг возьмет да поверит сказке о том, например, что никогда не разлюбит, никогда не состарится,никогда не умрет. Сядьте здесь, на большой высоте над морем, избочите голову, как это делают птицы, тогда все вам покажется новым; забудьте, что влево верст за сто такой-то город, вправо верст за сто - такой-то: пусть будет только светлое яркое море перед вами и вы, и на море вон один, вон другой, вон третий, точно в другом мире - так далеко, как лебеди белые, белеют баркасы-парусники. Крикните им вдруг: "Эй, кораблики!" Громче кричите: "Эй, кораблики! Вы куда это плывете, кораблики?" Пусть они выплыли из какой-нибудь зачарованной страны, пусть плывут они в страны, совсе неслыханные, пусть паруса у них вечные, мачты вечные, матросы вечные...Пусть не будет хотя бы для них одних так обидно мала земля... "Эй,кораблики!"»

Вывод. Отсутствие внешней занимательности Сергеев-Ценский восполняет выразительностью портретной живописи, своеобразием описаний природы, поэтичностью и взволнованностью лирического отступления. Для автора нет ничего отвлеченного и нет ничего мертвого в мире – все живое, все облечено плотью и все одушевлено, все одухотворено.

Смысл названия

Зачастую главенствующую роль в произведениях Сергеева-Ценского играют сверхобразы, составляющие схему-каркас всего произведения. Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам.

Проблемный вопрос. Почему автор остановился на таком названии произведения? Докажите, что образ солнца, главенствующий, определивший название, "наводняет" пространство. Приведите примеры из текста.

(«Но от солнца сплошного все струится, и движется, и тает», «как хороши в такой обстановке дома, над которыми не спеша поработало солнце: стерло лоск штукатурки, отодрало масляную краску с дерева балконов, с железа водосточных труб, приобщило к природному, своему, обняло по-родному, усыновило», «солнце, вечный хозяин земли, знает на земле каждую пядь», «переплескивает через плотину солнце, кажется, медленно гнет буки, тончит сучья, глотает листья, - свергается куда-то вниз, не видно куда». «Есть какая-то на земле своя солнечная правда, человеку этого не дано знать»)

Вывод. В начале ХХ в. этот писатель стоял у истоков неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы. Образы-символы, зачастую отнесенные в заглавие его произведения, не только раскрывают социальные взаимодействия и противоречия, но и приобретают обобщенно-философский смысл. Использование образов-символов способствует приданию реалистичной и будничной ситуации обобщенного, метафорического смысла.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие образы крымской природы, созданные автором, вам запомнились?

(Кипарисы, купающиеся в голубом зное; раскаленная набережная; белые чайки; мимозы сладко пахнут; виноградники и сады, море с голубыми жилками; от солнца сплошного все струится, и движется, и тает…)

2. Есть ли в описании Крыма С.Н.Сергеевым-Ценским нечто, утратившее свою актуальность?

Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

 

                                        ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13.

Дисциплина: Родная литература.             




double arrow
Сейчас читают про: