Восхищение мужеством простых людей в рассказах

«Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка».

Литературное творчество (обзор )

В 20 — 30-е годы С.Сергеев-Ценский писал романы и повести о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. В 1937 — 1939 годах работал над романом о Крымской войне 1853 — 1856 годов «Севастопольская страда». За него автор получил в 1941 году Государственную(Сталинскую) премию СССР.

Главное произведение писателя — незавершенная многотомная эпопея «Преображение России» (1914 — 1958). В нее вошли 12 романов, 3 повести и 2 этюда. Эпопея отразила жизнь дореволюционного русского общества, события первой мировой войны, февральской революции 1917 года, гражданской войны. Академик АН СССР (1943).

Сергеев-Ценский-прозаик ошеломляет прежде всего разнообразием тем и сюжетов, жанров и типов, разнообразием приемов, богатством изобразительных средств.

Его наследие составляют этюды и стихотворения в прозе, повести бытовые и психологические, романы психологические и исторические, новеллы психологические и бытовые, поэмы и эпопеи.

Раннему творчеству С.Н.Сергеева-Ценского присущи основные черты импрессионизма, а именно фрагментарность, эпизодичность изображаемого и эмоциональность, стремление к передаче впечатлений, настроений, атмосферы восприятия. Импрессионистичность стиля придает прозе писателя магическое своеобразие. Также стиль Сергеева-Ценского отличает яркая образность; его описания природы, изображения характеров и батальные сцены богаты сравнениями и метафорами. Свое своеобразие он четко определял так: “ Из меня получился художник-красочник, пейзажист, в чем и заключается мое своеобразие”.

 

Поэма «Неторопливое солнце» (1911г.)

…Есть несколько устойчивых географических, природных и жизненно-философских координат, своеобразных нерушимых знаков в художественном мире Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, одного из замечательных русских реалистов XX века.И прежде всего — это солнце… Оно — непременно южное, не то, что на Севере «неохотно и несмело… смотрит на поля» (Тютчев), — сияет над его художественным миром. И море — тоже не свинцово-серое, не холодное, а лазурное, с «поющими», теплыми волнами… Ночью волны эти «рассыпаются» на веслах светящимися, фосфоресцирующими потоками.

Ему нужен был юг — блаженный, полуденный край России! Здесь всюду простор, здесь глаз натыкается разве что на белых чаек, качающихся на волнах, словно их «припаяло к воде». Здесь высятся маяки в розоватом на рассвете тумане, отслоившемся от гор. Образ русской Таврии, мелодию открытой крымской красоты в звучном пейзаже Сергеева-Ценского «развивают», как резкие созвучия, иссиня-черные веретена кипарисов, что ввинчиваются в струящийся зной полдня. Звучат в этом оркестре и охристо-желтые скаты гор, и сухая жара, что хватает землю крепкой хваткой, и все сложное «взаимодействие» моря и солнца.

 

Работа с текстом произведения.

Какова сюжетная линия поэмы? Где завязка, кульминация, развязка?

Сюжетный план.

1)Дворник Назар ищет печника и находит Федора.

(«Шесть раз ходил в городок с дачи Пикулина дворник Назар - нужно было поправить плиту на кухне, - печники пили. И когда попался, наконец, рано утром хромой Федор, неизвестно где и как проведший ночь, но теперь почти свежий и способный к работе, Назар неотступно стоял перед ним, пока не убедил пойти на дачу.»)

2) Подъем к даче на перевал.

3) Федор забыл инструменты. Назар уходит за ними в городок.

4) 10 утра, Федор начал работать. Семья Назара: жена Зиновья, сыновья – Ванятка, Фанаска. Изображение божьего мира.

(«…откуда-то из божьего мира вокруг прибегает шестилетний Фанаска,старший Назаров сын, за куском черного хлеба, чтобы опять поспешно уйти и раствориться в божьем мире …должен он был полоть траву цапкой, ходить за водой в бассейн, обирать гусениц с маленьких яблонь-карликов и многое еще. А кругом в божьем мире было столько удивительных вещей. Захотел идти направо - ступай направо, захотел идти налево - иди налево; везде хлопочут жуки, рыщут ящерицы, подлетывают с треском кузнечики с красными крыльями»)

5)Федор работает и вспоминает былое.

(Федор: «…тетка у моей жены в Керчи погреб себе копала, две генуецких вазы нашла: одна ваза золотая - полнехонька с золотом, другая серебряная - с серебром полна…

- Клад - вот он клад! - с азартом стучит себя пальцем по лбу Назар. -Ежели у кого шарик работает!.. Две руки тебе даны, вот это тебе кла-ад!.. Ты только на людей не тянись, не нагоняй лени - вот тебе клад!.. Ах-ах, народ!)

6)После обеда Назар с семьей работает во дворе, а Федор лег спать.

(«Для сна после обеда Федор не выбирал места: он лег позади кухни в тени так, как был, прямо на землю, только лицо обернул фартуком, чтобы не кусала муха. И сразу мягка, и тепла, и родна ему стала земля. А Назар внизу около дачи. Здесь все требует его глаза… Раза два хотел послать Назар Зиновью или Фанаску на кухню посмотреть, как работает печник, и все находилось для них другое дело.»)

6)Пятый час: «Ты ж явился сюда зачем? –возмущенно кричит Назар.- Спать?» (кульминация – плитка в печи так и не отремонтированна)

7)Федор уходит без денег, не выполнив работу.

Вывод: Автор не гонится за эффектамивнешней занимательности, он избегает резких поворотов, зигзагов сюжетной линии. Он показывает героев не в исключительных, а в типических обстоятельствах. Особенности композиции: лирическое отступление, развернутые картины природы.

 

Анализ образов.

Какими вы представляете себе главных героев?

1)«Федор - бородатый, рыжий, нос огромный, вверху костяной, внизу сизый; глаза - серые щелки; картуз внахлобучку, без полей, задряпанный, вытертый; волосы старые, дьячковские; фартук - из грязи, сала, холстины, глины, извести и смолы; штаны - сорока цветов. Говорит басом: шея с огромным кадыком, - должно быть, смолоду хорошо пел и теперь поет, когда сильно пьян. Голову любит подбрасывать бодро, и когда говорит, то сразу всем телом: и глазами, и шеей, и длинным носом, и бородою, и даже хромой ногой».

«А Федор говорит все время, не уставая, обо всем, о чем угодно …»

«- Да у тебя и жены-то нет, хромой, что врешь все?

- Как нет? Здесь нет, - в Керчи есть. С другим печником живет, - вот уж, почитай, лет пятнадцать она с ним... Я в это дело не вникаю: хочет он с нею жить, значит, мог он с ней ладу добиться, - ну, и живи.»

«Когда он начинает серчать, то употребляет иногда слова исковерканные, местные, считая, должно быть, что сказать этак полезнее, чем просто»

2)«А Назар молодой еще, но какой-то весь свалявшийся, залежалый, как сухой веник: хочется подержать его в кипятке, распарить. Скулы у него торчат, усы белесые, еле видные, бороды нет - не растет; бровями все время озабоченно думает».

«- Клад - вот он клад! - с азартом стучит себя пальцем по лбу Назар. -Ежели у кого шарик работает!.. Две руки тебе даны, вот это тебе кла-ад!.. Ты только на людей не тянись, не нагоняй лени - вот тебе клад!.. Ах-ах, народ!

Федор смотрит на него, не понимая, отчего он так осерчал. Когда люди серчают возле него, ему тоскливо, и кажется, что он голоден и хочется выпить водки».

3) «Зиновья, лобастая, длинная, желтая синеглазая баба, Назарова жена»

«Зиновья смотрит на Федора любовно, достает ему водку, рюмку, морщинистый огурец. Простые русские бабы любят угощать и потчевать, и в то время как Назар отвернулся, глядит в окно на море, барабанит пальцами в подоконник, Зиновья, синеглазая, улыбается Федору, грешному, пьяному.Простые русские бабы почему-то матерински любят неправильных мужиков».

Вывод. В целом портретные характеристики героинь С.Н. Сергеева-Ценского, как правило, не являются целостными и подробными. Для писателя важно подчеркнуть отдельные ключевые детали, причем нередко один и тот же штрих повторяется в различных вариантах несколько раз (Назар – «как сухой веник», «сухой», «сухоскулый». Как правило, внешний облик и духовная сущность не контрастируют; напротив, отдельные портретные характеристики приближают к пониманию духовных устремлений героев, способствуют раскрытию их внутреннего мира, приближают к пониманию смысла многих суждений и поступков. Писатель не стремится воссоздать определенный социально-психологический портрет. Складывается впечатление, что для него важно зафиксировать определенное состояние души в её вневременных и внепространственных координатах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: