Тема 4.5. С. Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Сергеев-Ценский в Крыму

Цель занятия: дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.

Планируемые результаты:

предметные:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- понимание темы высказывания,

- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации

- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.

 личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция обзорная

План занятия:

1.Реализм изображаемых событий.

2.Восхищение мужеством простых людей в рассказах

«Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка».

 

Оснащение: доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник.

Литература:

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.

2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.

3. А. Зинин, В.А.Сахаров. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса. Базовый уровень в 2 ч.-М.: ООО «Русское слово - учебник» 2014.

4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html

5. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/

6. Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/

   

                                      Содержание занятия.

Реализм изображаемых событий.

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (1875-1958). «Когда над морем, очень цепко присосавшись к воде, залегает плотный, волнистый, похожий на сбитое стадо белых овец туман, тогда отсюда, с горы, виден весь изрезанный изгиб берега, и даже тот самый дальний мыс, похожий на голову нильского крокодила, на которой по ночам сверкает маяк». Отыскать во всем многообразии крымского побережья именно такое место мог только человек, не один год дышавший воздухом Крыма. Писатель Сергеев-Ценский прожил на полуострове, главным образом в Алуште, более половины столетия. Знал он Крым отменно и очень живописно писал о нем в своих книгах. Сергеев Сергей Николаевич родился 18 (30 по н. ст.) сентября 1875 года в селе Преображенском Тамбовской губернии, в семье учителя. Получив в уездном училище среднее образование, юноша решил пойти по отцовским стопам и один курс проучился в Екатерининском институте, откуда ушел в связи со смертью родителей. Начав жить самостоятельно, С. Сергеев получил диплом учителя в институте города Глухова, где он обучался за казенный счет. В том же 1895 году подошел срок отбывать ему воинскую повинность. С. Сергеев успешно сдал экзамены на младший офицерский чин прапорщика, после чего уволился в запас. Затем будущий писатель учительствовал несколько лет в разных учебных округах, в том числе Киевском, Московском и Одесском.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский - выдающийся советский писатель, автор величественных эпопей "Севастопольская страда", "Преображение России" и других произведений, завоевавших горячую любовь и признательность читателей. Дарование Сергеева-Ценского поражает и своей мощью и своим размахом. "В лице Сергеева-Ценского, - писал А.М.Горький в предисловии к переводу романа "Валя" на венгерский язык, - русская литература имеет одного из блестящих продолжателей колоссальной работы ее классиков - Толстого, Гоголя, Достоевского, Лескова". Сергеев-Ценский был неутомимым искателем, избегал проторенных троп, что не всегда понимала критика. На трудность его литературной карьеры не раз указывал А.М.Горький, настойчиво рекомендовавший молодым писателям учиться у Сергеева-Ценского и неустанно пропагандировавший его творчество в нашей стране и за рубежом.

Поэтичность прозы Сергеева-Ценского, его изумительное мастерство пейзажиста и портретиста, его прекрасное знание жизни и языка народа, разнообразие тем и сюжетов, богатство изобразительных средств, совершенно оригинальный, мудрый и гуманный подход к изображаемым людям и событиям - все это ставит Сергеева-Ценского в ряд лучших русских писателей.

Тема Родины проходит через все творчество писателя. От выстраданной мысли о необходимости преображения человека Сергеев-Ценский в советские годы пришел к выводу о невозможности преображения личности без революционного преобразования всей страны и воспел это революционное преображение Родины.

Долгим и сложным был литературный путь Сергеева-Ценского. Были на этом пути большие трудности и временные заблуждения, но писатель неизменно шел вперед и выше. В советские годы, на преображенной Октябрем земле, его талант достиг наивысшего расцвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: