Тема «Общение как понимание»

А класс сосциально-гуманитарное направление, профиль

Цель: познакомить учащихся с особенностями общения как процесса понимания, объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с терминами «взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «стереотип», «казуальная атрибуция», «социальная перцепция», объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

2. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, делать выводы.

3. Развивать чувство ответственности, способствовать выработке гражданской позиции.

 

План работы:

1. Записать в тетрадь тему урока и дату урока.

На прошлом уроке мы говорили с вами об общении как способе взаимодействия. Сегодня мы рассмотрим термин «общение» в еще одном значении. Я предлагаю вашему вниманию притчу и хочу, чтобы вы попытались понять о чем она? Как она соотносится с понятием общение?

Однажды восточный властелин увидел страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя. Тот озабоченно выслушал и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь один за одним всех своих близких». Властелин сильно разгневался и велел бросить несчастного в темницу.

Позвали другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «О, великий! Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих близких». Властелин был обрадован и щедро наградил его за такое предсказание.

Придворные очень удивились. «Но ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник. Так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»- спрашивали они. Мудрец ответил: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но важно не только, что сказать, но и как сказать».

Вопрос классу: В чем вы видите смысл притчи? Как она соотносится с темой нашего урока?

Изучение нового материала:

Задание: текст преобразовать в новый вид (развернутый план-конспект) в тетради. Записи в тетради сфотографировать и выслать личным сообщением в ВК в этот же день по адресу   https://vk.com/alesik0903

Действительно, одной из самых важных проблем, которые существуют на земле, является проблема общения. Попытаемся понять ее суть.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и т. д. Психологи говорят, что начинается восприятие одного человека другим.

Термин «социальная перцепция» характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социального объекта. Поскольку человек сам вступает в общение всегда как личность, постольку и он сам воспринимается другими людьми как личность. На основе внешней стороны поведения, мы по словам Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять его логику, мышление, а затем, на основе этого, постичь стратегию своего собственного поведения.

Таким образом, когда говорят о перцептивной стороне общения, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относятся формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях и т. д.

Особенности процесса восприятия таковы:

1) Объект не пассивен, по существу действуют два субъекта, и отношения носят субъектно-объектный характер. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление.

2) Важную роль играет субъективная сторона, восприятия подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроений партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру тех свойств, которыми тот не обладает. Отсюда и ошибки в восприятии партнеров.

3) Восприятие связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Люди преувеличивают достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится.

Сегодня наша задача – рассмотреть и проанализировать основные механизмы, лежащие в основе восприятия партнеров по общению.

Давайте попробуем шаг за шагом проследить, как происходит процесс восприятия партнерами. Посмотрите на схему. Принято выделять следующие механизмы социальной перцепции:

Сегодня на уроке вам необходимо выполнить задания. Проанализируйте процесс восприятия, охарактеризуйте один из механизмов социальной перцепции.

 

«Встречают по одежке».

Большое влияние на первое впечатление на человека оказывает его внешний вид. Недаром в известной русской пословице говорится, что человека встречают по одежке. Психологи провели интересный эксперимент. Одного и того же человека, одетого по-разному, показывали в группах испытуемых и просили написать его характеристику. Оказалось, что помимо черт, указанных у этого человека всеми группами, были также названы черты характера, на которые указывала его одежда. Например, когда он был в тренировочном костюме, ему приписывались такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме – дисциплинированность, аккуратность. Женщины в деловом костюме оценивались как упорные, деловые, строгие, трудолюбивые; если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств. Поэтому, зная секреты одежды, мы можем создавать определенный образ у нашего партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость.

Итак, прежде чем одеваться, вы должны решить, зачем, для кого или для чего вы это делаете. Предположим, вам предстоит официальная встреча с деловым партнером. С помощью правильно подобранной одежды вы можете создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к вашей честности и надежности.

В первую очередь задумайтесь над силуэтом вашего костюма. «Высокостатусным» как для женщины, так и для мужчины считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным», и следовательно, вызывающим меньшее доверие – приближающийся к шару. Надо отметить, что в ситуации неофициального, неформального общения существует обратная тенденция: на дружеской вечеринке мягкий пуловер воспринимается лучше, чем пиджак.

Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является ее цвет. Символические значения цветов отличаются в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса считаются ахроматические цвета (черно-бело-серые оттенки) и натуральная гамма с преобладанием светлых тонов, а чем ярче и насыщенней цвет, тем ниже предполагаемый статус.

И наконец, цена одежды тоже немаловажный фактор в формировании «статусного» впечатления. Цену мы и окружающие вычисляем, видя качество одежды. Зная частоту встречаемости данной модели и ее соотношение с модой, мы тоже можем судить о цене одежды.

Впрочем, все факторы важны не сами по себе, а во взаимодействии.

Надо сказать и несколько слов о влиянии на первое впечатление таких деталей, как украшения. Массивные золотые перстни у мужчин, огромные бриллиантовые кольца у женщин хотя и подчеркнут большие финансовые возможности, но иногда могут вызвать неожиданный эффект: вашему партнеру вдруг может показаться, что вы хитры и неискренни., что вы стремитесь доминировать и претендуете на большое внимание. А небольшое обручальное кольцо будет свидетельством вашей надежности, жизненного опыта.

Вопросы:

1. Что представляет собой первый шаг к восприятию?

2. Какую роль этот механизм играет в формировании статуса?

3. Какие практические советы вы можете дать партнерам по общению?

 

«Эмпатия»

Эмпатия – способ постижения состояния другого человека, сопереживание, сочувствие, соучастие являются одной из важных характеристик личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем тоже, что чувствует человек, попавший в различные жизненные ситуации: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта, радость и ликование футболиста, забившего гол, огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.

Эмпатические способности возрастают с возрастом человека, с жизненным опытом. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, нежели подросток.

Формы эмпатии зависят от типа межличностных отношений.

Наиболее простой вид эмпатии – повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого человека. Например, в группе маленьких детей часто бывает достаточно заплакать одному ребенку, как тут же заплачут другие. Точно так же люди могут «заразиться» эмоцией в толпе, в зрительном зале.

Более сложная форма эмпатии – переживание, основанное на ситуации, в которой находится другой человек. Например, возможно, вы ловили себя на том, что с замиранием сердца следили за выступлением гимнастов под куполом цирка. В этом случае проявление эмпатии связано с тем, что вы переживаете чувство опасности, которое подстерегает того, за кем вы следите, даже если он сам эту опасность еще не замечает или она для него привычна.

Высшая форма эмпатии – сопереживание. Сочувствие, сопереживание выражены в способности человека откликаться на чувства другого, радоваться и печалиться вместе с ним или за него.

Но нередко нам приходиться испытывать смешанные чувства: к радости за другого человека примешивается зависть, а к переживанию огорчения - чувство облегчения от того, что это происходит не с нами. Такие чувства не являются сочувствием.

Установлено, что чаще всего люди сочувствуют и сопереживают близким родственникам, знакомым. Сочувствие и сопереживание возникают тем легче, чем ближе мы знаем человека, в этом случае нам проще поставить себя на его место.

Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные. Разделить горе люди соглашаются скорее, чем радость.

Вопросы:

1. Что такое «эмпатия»?

2. Какую роль она играет в процессе социальной перцепции?

3. Какие виды эмпатии существуют? Дайте им характеристику.

4. Почему на ваш взгляд эмпатия чаще проявляется в горе, а не в радости?

 

Аттракция

В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугороднего автобуса быстрее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем мотоциклиста в раскрашенной куртке. Подростки гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Аттракция всегда индивидуально избирательна.Эмоциональная привязанность чаще всего возникает на базе:

- общих интересов

- ценностных ориентаций

- чем симпатичнее человек, тем лучше понимаются его поступки.

Вопросы:

1. Что такое «аттракция»?

2. В каких случаях она возникает?

3. Какие свойства имеет?

4. Какую роль она играет в социальной перцепции?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: