Казуальная атрибуция

Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную схему, которая помогла бы нам это сделать. Особенно интересуют нас мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, мы можем предсказать дальнейшие поступки партнеров. Например, вернувшаяся с работы мама, обнаружив полностью убранную квартиру, думает, что дочка наконец-то взялась за ум и решила ей помочь. Хотя на самом деле, пока родителей не было дома, дочь устроила в квартире буйную вечеринку и теперь пытается скрыть ее следы. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется казуальной атрибуцией, которая может быть и положительной, и отрицательной.

Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна «личностная атрибуция». Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего любому, но только не себе. Другие привыкли к «обстоятельственной атрибуции». Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла).

Атрибуция бывает внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо в элементах ситуации, в которой он оказался.

Например, успех школьницы на экзамене мы можем приписывать либо ее умственным способностям, старательности и упорной работе, либо тому, что экзамен был легким или что во время экзамена она сумела воспользоваться шпаргалкой. Ссору между влюбленными можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо поисками и сплетнями недоброжелателей.

Изучая процесс казуальной атрибуции, психологи установили различные закономерности. Вспомните, как вы объяснили родителям плохую отметку, полученную в школе, Здесь может быть множество вариантов. Однако, можно согласиться с учеными, что причину успеха обычно приписывают себе, а неудачи объясняют обстоятельствами. Мало найдется людей, которые бы честно признались: «Да, я виноват».

Характер и вид приписывания будет зависеть от того, какую роль выполнял человек. Оценка события будет различна в случаях, если человек сам был его участником или наблюдателем. Причем общая тенденция состоит в том, что чем более значимо для нас событие, тем скорее мы склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.

Вопросы:

1. Что такое «казуальная атрибуция»?

2. Назовите и охарактеризуйте ее виды.

3. Какие закономерности ее протекания вы выявили?

4. Какую роль она играет в социальной перцепции?

 

Идентификация.

Термин» идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим:» Побывали бы вы на моем месте!». Тем самым мы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например индейцы по этому поводу говорят: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».

Разговаривая со знакомыми, мы сначала удивляемся, когда он вдруг, прекратив разговор, бросается на помощь попавшему в беду котенку. Ведь мы тоже наблюдали эту сцену, но ничего кроме улыбки, она не вызвала. Если же мы вспомним, что у знакомого дома живут четыре кошки, то мы сможем его прекрасно понять. Таким образом, идентификация с другим дает возможность понять его нормы, ценности, вкусы и привычки.

Идентификация играет важную роль в профессиональной деятельности педагогов, психологов, следователей. Довольно широко этим механизмом пользовался Шерлок Холмс.

Чаще всего идентификация, сочетаясь с эмпатией, позволяет добиться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности, ставить себя на его место.

Вопросы:

1. Что такое «идентификация»?

2. Приведите примеры, поясняющие смысл этого слова.

3. Какую роль она играет в социальной перцепции?

 

Социальная рефлексия

Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияние на впечатление других людей. По - иному этот процесс называется социальной рефлексией. Само это понятие возникло давно. Еще Декарт подразумевал по рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от всего внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и осознание того, как воспринимает и понимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:

- каким я являюсь в действительности;

- каким я вижу самого себя;

- каким меня видит партнер по общению.

Соответственно, уже эти три позиции можно обнаружить и у партнера по общению. Все они участвуют в формировании самообраза человека.

Когда одна группа стремится понять, как она оценивается другой группой, то рефлексия называется групповой. Данное понятие очень важно для руководства предприятиями, политическими партиями, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят опросы общественно мнения. Лишь учитывая его, можно строить свои планы, видеть перспективу.

Вопросы:

1. Что такое «социальная рефлексия»?

2. Для чего она нужна?

3. Опишите ее механизмы и виды.

 

Я думаю, что теперь самое время проверить свои знания при выполнении следующих заданий.

Выполнить тест в тетради, записать ответы и сфотографировать, выслать личным сообщением в ВК в этот же день по адресу https://vk.com/alesik0903

 

Тест                                                                                                                

I. Выберите правильный ответ.

1. Коммуникация, будучи процессом информационного взаимодействия людей, отличается от общения между ними

1) обменом информации между партнёрами

2) однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)

3) наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками

4) равноправием участников в обмене информацией

2. Вербальным средством общения является:

1) речь      2) мимика      3) жесты     4) пантомимика (позы)

3. Человека расположенного к активному общению называют:

1) интроверт 2) экстраверт 3) ригидный 4) недоминантный

4. К стихийно-групповому общению относится общение:

1) двух старых друзей                3) однокурсников при выполнении курсового проекта 

2) приятелей одной компании  4) коллег по работе

5. Какой вид общения представлен в данном отрывке:

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

1) общение между реальными субъектами            

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнёром

3) общение реального субъекта с воображаемым партнёром

4) общение воображаемых партнёров

6. Приписывание человеку поведения в соответствии с известными прототипами называется:

1) идентификация   3) казуальная атрибуция

2) эмпатия                4) социальная рефлексия

II.7. Общению не характерно наличие:

1) цели   2) средств  3) результата   4) объекта

III.8. Верны ли следующие суждения:

А) Общение – это элемент любой совместной деятельности.

Б) Общение – особый вид активности, основанный на обмене знаниями, эмоциями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

IV. 9. Вставьте пропущенное слово: Восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, социальных групп и общностей называется социальная …

 V. Поработайте с источником. Прочитайте отрывок из книги А. Батаршева «Взаимодействие в совместной деятельности»

При рассмотрении общения с точки зрения взаимодействия людей всегда необходимо иметь в виду цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения – изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. На этой основе регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.

       Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнёрам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Вопросы и задания: 1) Что, по мнению автора, является целью общения как интерактивного взаимодействия? 2) Какое определение межличностного взаимодействия даёт автор? 3) Как следует понимать выражение «Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм принятых в обществе образцов поведения»? 4) Что общего у общения как обмена информацией и как у взаимодействия?

Сегодня на уроке мы рассмотрели с вами лишь часть механизмов социальной перцепции, не затрону стереотипы и эффекты восприятия. О них речь пойдет на следующем уроке.

 

Домашнее задание: прочитать параграф 33, выучить определения понятий и ответить на вопросы устно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: