Значение создания СНГ

Распад СССР поставил перед бывшими союзными республиками неотложную и беспрецедентную по масштабам задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. СНГ возникло как ответ на этот исторический вызов.

Подписанные в декабре 1991 г. Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Алма-атинская декларация, определив принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировали условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями, правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил государств-участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты, удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.

Не менее важно и то, что заключенные еще в начальный период существования СНГ многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве и т.д.

Таким образом, несомненна заслуга СНГ в том, что размежевание бывших республик СССР прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.

СНГ выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений при сохранении складывавшейся веками дружбы народов государств-участников.

Обеспечив институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложнейшим проблемам, многие из которых не имели аналогов в мировой практике. Содружество выполнило тем самым и важную историческую миссию содействия становлению суверенных, независимых государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, модели экономических реформ и путей государственного строительства.

Правовые и организационные основы таких отношений определены вышеупомянутыми учредительными документами СНГ, а также Уставом организации, принятым в 1993 г. На этой базе была постепенно создана разветвленная инфраструктура сотрудничества. В рамках СНГ функционируют около 70 отраслевых структур, которые координируют взаимодействие в формате заинтересованных государств в сферах экономики, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.

В развитии СНГ изначально наметился определенный разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой. Такие положения учредительных документов, как формирование общего экономического пространства и таможенного союза, сохранение объединенного командования над общим военно-стратегическим пространством, коллективная охрана внешних рубежей вошли в противоречие с закономерностями строительства новых независимых государств и не были востребованы.

Набирал обороты процесс экономического и политического обособления государств-участников СНГ. На фоне внешнеэкономической переориентации большинства стран Содружества на «дальнее зарубежье» сворачивались взаимные хозяйственные связи.

Поиск государствами-участниками СНГ собственного места в мире порождал расхождения в подходах к вопросам безопасности, многим региональным и глобальным проблемам. Складывалось неодинаковое отношение и к деятельности самого Содружества. Не случайно половина участников присоединилась лишь к 40-70% подписанных в рамках СНГ документов – преимущественно об экономической проблематике.

Эта центробежная тенденция стала, по сути, продолжением процессов распада СССР. Поскольку хозяйственные связи между союзными республиками устанавливались и поддерживались преимущественно на административно-командной основе, разрушение единого государства в условиях перехода к рынку не могло не привести к их серьезным структурным деформациям, что выразилось в резком снижении объема взаимной торговли, который составляет сегодня менее трети совокупного внешнеторгового оборота государств-участников СНГ.

Сыграли свою роль существенные различия в темпах и направленности экономических реформ в каждой стране – понимание задач в этой области варьировалось в диапазоне от либерально-рыночных до директивно-централизованных установок.

Сказалось и то, что широкомасштабное сотрудничество по всему спектру отношений – политических, экономических, военно-технических, гуманитарных – не всегда отвечало интересам отдельных государств Содружества.

Тяжким грузом легли на плечи народов и государств, вставших на путь независимого развития, сохраняющиеся конфликты, которые осложняют политические, социально-экономические условия жизни государств, препятствуют построению демократических гражданских обществ.

Осложняла продвижение многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве и политика международных финансовых организаций, нередко игнорировавших как национальную специфику ряда стран СНГ, так и их потребности во взаимных связях.

Решающее значение для развития СНГ объективно имела и имеет противоположная, центростремительная, тенденция. Она опирается на историческую общность народов, сохраняющиеся взаимодополняемость и взаимозависимость национальных экономик, многообразные связи в социальной, гуманитарной, информационной сферах.

Диалектика центробежных и центростремительных тенденций на постсоветском пространстве во многом определила нынешний облик Содружества. Для него характерен, в частности, свободный выбор государствами форм и масштабов своего участия в многостороннем взаимодействии. На сегодняшний день его реальное содержание в общем формате СНГ проявляется в отраслевом сотрудничестве, реализации проектов в торгово-экономической области, антитеррористической и антикриминальной работе, в контактах по военной линии (например, в рамках Объединенной системы ПВО), а также в достаточно интенсивно функционирующей системе консультаций на различных уровнях. При этом изначально осторожное отношение государств-участников к приданию органам Содружества наднациональных функций привело к тому, что не были созданы даже такие механизмы исполнения принятых решений, которые вполне возможны на межгосударственной основе и не требуют выхода на наднациональный уровень.

В результате сегодня СНГ представляет собой объединение со свободным и на деле малообязывающим характером связей, где отсутствует система ответственности за выполнение принятых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: