Формирование умений решать составные задачи

Задачи и решение их занимают в обучении школьников весьма существенное место и по времени, и по их влиянию на умственное развитие ребенка. Понимая роль задачи и её место в обучении и воспитании ученика, учитель должен подходить к подбору задачи и выбору способов решения обоснованно и чётко знать, что должна дать ученику работа при решении данной им задачи.
Для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Каждая задача - это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое [1].

4. Упражнения, используемые для подготовки к решению составных задач.

1 Решение простых задач с недостающими данными.

2. Решение пар простых задач.

3. Постановка вопроса к данному условию.

4. Выработка умений решать простые задачи, входящие в составную.

 

                                                                        

 


Задания для самостоятельного выполнения

Разработайте урок с решением составной задачи с использованием интерактивной доски.

Ход занятия:

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Целевая установка

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Будем правильно решать.

Актуализация знаний

Устное решение задач на нахождение площади и периметра.

- Какие вы знаете формулы, связанные с такими геометрическими фигурами, как прямоугольник, квадрат? (Нахождение площади и периметра). (Слайд № 1).

- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

- Как найти их периметры?

- Соедините формулы с геометрическими фигурами. (Слайд № 2).

- Используя знания формул, решите задачи.

Задача 1. Периметр квадрата 48 см. Чему равна его площадь?

Рассуждение: Чтобы найти площадь квадрата, надо сторону умножить на сторону. Чтобы узнать сторону квадрата, надо периметр квадрата поделить на 4.

1. 48:4=12 (см)

2. 12*12=144 (см)

Ответ: площадь квадрата равна 144 см.

Задача 2. Периметр треугольника с тремя равными сторонами 24 см. Чему равна сторона треугольника?

Рассуждение: Периметр – сумма длин всех сторон. Стороны треугольника равны. Поэтому, чтобы найти одну сторону треугольника, надо периметр разделить на 3.

24:3=8 (см)

Ответ: сторона треугольника равна 8 см.

Физминутка.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

Изучение нового материала. Постановка проблемы, открытие нового. (Слайд № 3)

- Проведем диагональ в прямоугольнике. Какие фигуры получим? (Два треугольника).

- Какие это треугольники? (Одинаковые).

- Почему они одинаковые? (У них равные углы, равные стороны, равные периметры, равные площади).

- Почему у них равные площади? Как доказать? (Совмещением, наложением треугольников).

- Чем интересны эти треугольники? (Они прямоугольные, т.к. имеют прямой угол).

Выдвижение гипотез. (Слайд № 4)

1. Определить площадь с помощью палетки.

2. Сторону умножить на сторону.

3. Придумать формулу нахождения площади треугольника.

Работа со слайдом №5.

- Какую формулу нахождения площади прямоугольного треугольника вы можете предложить?

Подводящий диалог.

- Как мы получили прямоугольный треугольник? (Разрезали прямоугольник).

- Какую часть составляет треугольник от прямоугольника? (1\2)

- Как можно использовать свои знания, чтобы решить проблему урока?

- Закрепление изученного материала

Работа с учебником. Стр. 95, №5.

Давайте, ребята,

Учиться считать.

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счета

Не сдвинется с места

Любая работа.

Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях. (Слайд №10, №11).

Комментированное решение задач, с использованием правила нахождения площади.

Рефлексия

- А что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?

- Чьей работой вы могли бы восхититься?

Итог урока

- Вера в свои силы, хорошее настроение, взаимопомощь всегда помогают в трудных ситуациях. А чтобы не забыть урока выполните домашнее задание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: