Задачи и решение их занимают в обучении школьников весьма существенное место и по времени, и по их влиянию на умственное развитие ребенка. Понимая роль задачи и её место в обучении и воспитании ученика, учитель должен подходить к подбору задачи и выбору способов решения обоснованно и чётко знать, что должна дать ученику работа при решении данной им задачи.
Для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Каждая задача - это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое [1].
4. Упражнения, используемые для подготовки к решению составных задач.
1 Решение простых задач с недостающими данными.
2. Решение пар простых задач.
3. Постановка вопроса к данному условию.
4. Выработка умений решать простые задачи, входящие в составную.
Задания для самостоятельного выполнения
Разработайте урок с решением составной задачи с использованием интерактивной доски.
Ход занятия:
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Целевая установка
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять –
Будем правильно решать.
Актуализация знаний
Устное решение задач на нахождение площади и периметра.
- Какие вы знаете формулы, связанные с такими геометрическими фигурами, как прямоугольник, квадрат? (Нахождение площади и периметра). (Слайд № 1).
- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?
- Как найти их периметры?
- Соедините формулы с геометрическими фигурами. (Слайд № 2).
- Используя знания формул, решите задачи.
Задача 1. Периметр квадрата 48 см. Чему равна его площадь?
Рассуждение: Чтобы найти площадь квадрата, надо сторону умножить на сторону. Чтобы узнать сторону квадрата, надо периметр квадрата поделить на 4.
1. 48:4=12 (см)
2. 12*12=144 (см)
Ответ: площадь квадрата равна 144 см.
Задача 2. Периметр треугольника с тремя равными сторонами 24 см. Чему равна сторона треугольника?
Рассуждение: Периметр – сумма длин всех сторон. Стороны треугольника равны. Поэтому, чтобы найти одну сторону треугольника, надо периметр разделить на 3.
24:3=8 (см)
Ответ: сторона треугольника равна 8 см.
Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
Изучение нового материала. Постановка проблемы, открытие нового. (Слайд № 3)
- Проведем диагональ в прямоугольнике. Какие фигуры получим? (Два треугольника).
- Какие это треугольники? (Одинаковые).
- Почему они одинаковые? (У них равные углы, равные стороны, равные периметры, равные площади).
- Почему у них равные площади? Как доказать? (Совмещением, наложением треугольников).
- Чем интересны эти треугольники? (Они прямоугольные, т.к. имеют прямой угол).
Выдвижение гипотез. (Слайд № 4)
1. Определить площадь с помощью палетки.
2. Сторону умножить на сторону.
3. Придумать формулу нахождения площади треугольника.
Работа со слайдом №5.
- Какую формулу нахождения площади прямоугольного треугольника вы можете предложить?
Подводящий диалог.
- Как мы получили прямоугольный треугольник? (Разрезали прямоугольник).
- Какую часть составляет треугольник от прямоугольника? (1\2)
- Как можно использовать свои знания, чтобы решить проблему урока?
- Закрепление изученного материала
Работа с учебником. Стр. 95, №5.
Давайте, ребята,
Учиться считать.
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях. (Слайд №10, №11).
Комментированное решение задач, с использованием правила нахождения площади.
Рефлексия
- А что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?
- Чьей работой вы могли бы восхититься?
Итог урока
- Вера в свои силы, хорошее настроение, взаимопомощь всегда помогают в трудных ситуациях. А чтобы не забыть урока выполните домашнее задание.