double arrow

Вопрос № 1. Понятие, типология и структура личности преступника


 

Личность как целостное образование представляет собой социаль­ное качество человека. Оно не приобретается с момента рождения, а фор­мируется в процессе общественных отношений, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек - продукт двойной детер­минации, поскольку его природа биосоциальна. Личность это система социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи и взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

В структуре личности имеются следующие элементы:

1) социальный статус, включающий в себя совокупность признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений (пол, возраст, семейное положение, образование, национальность, социальная группа и др.);

2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);

3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности (отношение к культурным ценностям, гражданским обязанностям, российскому обществу, власти, закону, труду, семье).

При рассмотрении социально-демографической картины преступно­сти хорошо видно, что подавляющее большинство преступников мужчины. Доля же женщин колеблется в пределах 14-17%. Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 30 лет. Затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность наблюдается у преступников в возрасте до 24 лет.

Возрастной фактор влияет на избирательность преступного поведения. Например, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны автомобилей, хулиганства, изнасилования. Среди совершающих экономические преступления преобладают лица в возрасте более 30 лет.

Преступники чаще всего имеют среднее или неполное среднее образование. Постепенно возрастает число преступники с высшим образова­нием. Более высокий уровень образова­ния отмечается у должностных преступников, ниже всего уровень образо­вания у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.




Распределение преступников, исходя из их принадлежности к раз­личным социальным группам, показывает, что доля маргиналов, т.е. лиц без постоянного источника дохода, увеличивается и составляет на данный момент 50 %.

Социологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые. Семья обладает значительным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Отсутствие ее влияния на человека закономерно коррелирует с его преступ­ным поведением.

Преступная групповая деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетние чаще совершают престу­пление в составе группы (80%).

Личность преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом анали­за, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии пре­ступника в момент совершения преступления.

Психологические исследования выявляют у преступни­коввысокий уровень импульсивности, чувствительности, выражен­ную агрессивность. Совершение преступления является ре­зультатом неуважения к закону, отсутствия несогласия с правовы­ми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не ус­воения требований правовых норм.

Исходя из сказанного можно дать следующее определение личности преступника. Личность преступника - это совокупность социаль­но-демографических, социально-психологических, нравственных и право­вых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, со­вершившее преступление, влияющих на его преступное поведение.



Процесс становления такой личности происходит постепенно:

1. Сначала, как правило, в семье с детства в такую личность закла­дываются неуважение или пренебрежение к интересам окружающих, к социальным запретам. В результате появляется пока нейтральная к уголовному закону незаконопослушная личность, настроенная жить независимо от действую­щих и общепринятых правил поведения. Наличие психических аномалий ускоряет развитие криминогенной личности.

2. Второй этап формирования личности преступника связан с совершением правонарушений и явно аморальных поступков, еще не под­падающих под действие уголовного закона.

3. Третий этап - криминогенная личность сформировалась, если оказалась на ста­дии совершения ею преступления.

4. Четвертый этап относится к развитию посткриминоген­ной личности, выбирающей одно из двух направлений: дальнейшую криминализацию и рецидив либо исправление и становление на позитивный путь жизнедеятельности. Возможен и уход данной личности из жизни.

Прогноз о возможности совершения преступления должен быть ос­нован на соотношении негативной и позитивной направленности лично­сти. Из этого следует, что криминогенность личности преступника есть ка­чественное выражение такого соотношения. Если преступление соверша­ется, то прогноз сбывается и криминогенность подтверждается.

Поэтому преступление является объективным показателем криминогенности личности. Криминогенность можно рассматривать не только как ре­зультат, но и как процесс ее становления. Личность преступника может быть представлена в совокупности стадий развития ее криминогенности.

1-ая стадия формирования криминогенности личности связана с совершением аморальных проступков и правонарушений неуголовного характера.В социальной направленности такой личности компонент негативной направленности не занимает ведущего места. В развитии личности преступника эта первичная криминализация образует стадию предкриминогенной личности.

С увеличением роли негативной направленности в поведении субъекта, когда она становится ведущим компонентом социальной направлен­ности личности, преступление является фактом реальной действительно­сти. Криминализация личности состоялась, преступление совершено, и можно говорить о стадии криминогенной личности - личность преступника состоялась.

С привлечением лица к уголовной ответственности начинается ста­дия посткриминогенной личности. С этого момента должен начаться процесс декриминализации личности. Здесь возможны два вари­анта.

В первом, при наличии успехов исправления преступника, в его личности происходят положительные для общества изменения. Компонент позитив­ной направленности «реанимируется» и вытесняет негативную направленность. В результате выход из стадии посткриминогенной личности завершается формированием положительной социальной направленности.

Второй вариант имеет место в том случае, если осужденный вновь совершает преступление во время отбывания наказания или после его окончания. Совершение нового преступления означает, что произошла вторичная криминализация личности и она вновь оказывается в криминогенной стадии.

Развитие личности преступника имеет некоторые особенности в тех случаях, когда преступник обладает физическими или психическими отклонениями. Такие отклонения оказывают влияние на поведение человека, в том числе и на преступное, зачастую облегчая со­вершение преступления.

Классификация преступников способствует анализу личности преступника, причин преступной деятельности, научному пред­видению возможностей такой деятельности и разработке мер, применяе­мых к преступникам. Классификация преступников возможна по различ­ным основаниям.

Самой простой классификацией является разделение преступников по видам совершенных преступлений. В криминологии преступность и преступники классифицируются на насильствен­ную, экономическую, неосторожную, рецидивную, профессиональную, ор­ганизованную, а также преступность несовершеннолетних, женскую. Особенность данной классификации состоит в том, что здесь имеются два основания: разновидность совершенного деяния и категория лиц, совершающих преступления.

Классификация преступников:

1. по социально-демографическим признакам:

1.1. пол;

1.2. возраст (14-15, 16-17, 18-24, 25-29, 30-49, 50 и старше);

1.3. образование (высшее, среднее профессиональное, среднее (полное) общее, основное среднее, начальное общее, отсутствие образования);

2. по признакам социального положения и рода занятий: рабочие, служащие (государственные, муниципальные), учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры, лица не имеющие постоянного источника дохода и т.д.;

3. по признакам места проживания: местный житель, житель дру­гого региона в составе РФ, проживающий в общежитии, находящийся в исправительном учреждении, без определённого места жительства и т.д.;

4. по данным о состоянии лица в момент совершения преступления: в адекватном состоянии, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения и т.д.;

5. по данным интенсивности и характера преступной деятельности: привлекалось ли лицо к уголовной ответственности, было ли ранее судимо, совершило ли рецидив, участвовал ли в преступлении в группе, в организованной группе.

Во многих странах также учитываются раса, вероисповедание, национальность, иногда партийность.

Есть множество вари­антов типологии личности преступника. Но все известные типологии можно разделить на три группы.

К первой группе (основной) относятся те из них, в которых преступников дифференци­руют в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, про­являющихся в совершенном преступлении. Например, выделяют: 1) особо опасных преступников; 2) насильственных преступников; 3) корыстных преступников; 4) лиц, совершивших преступления против общественного по­рядка; 5) неосторожных преступников.

Вторая группа объединяет типологии, в которых преступников диф­ференцируют исходя из характера взаимодействия криминогенной лично­сти с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления или только в зависимости от степени выраженности крими­ногенных искажений личности. Примером такой типологии может быть вариант, где вы­деляются два типа: криминогенный и случайный. Криминоген­ный тип в свою очередь подразделяется на три подтипа: последовательно криминоген­ный; ситуативно-криминогенный; ситуативный.

Третья группа включает типологии, в которых критерием типологи­зации выступает социальная направленность личности преступника. Один из вариантов подобной типологии ранжирует преступников исходя из соотношений негативной и позитивной направленности личности. Схемати­чески это можно представить следующим образом: профессиональный тип, привычный тип, неустойчивый тип, небрежный тип, случайный тип.

По степени и характеру общественной опасности можно выделить преступников: 1) совершивших тяжкие преступления против личности - убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилова­ния, разбои; 2) совершивших менее тяжкие преступления против личности - хулиганство и грабежи; 3) совершивших хищения чужого имуще­ства, должностные преступления; 4) совершившие иные преступления, в том числе против общественного порядка.

Типология и классификация необходима при использовании стати­стических подходов к изучению личности преступника, при распределении всей массы лиц, совершивших преступления, по группам с соответствую­щими признаками с целью осуществления специально-профилактического воздействия на них на индивидуальном и групповом уровне.

В дея­тельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет важную роль, которая проявляется в направлениях: 1) статистического анализа преступности по ли­цам; 2) при изучении причин и условий совершения конкретных преступ­лений, в целях их дальнейшего предупреждения; 3) при проведении индивидуально-воспитательной работы; 4) в деятельности судов при назначении наказания и т.д.

 

Вопрос № 2. Понятие и содержание причин и условий совершения преступления

 

Представляя собой человеческий поступок, преступление является внешне выраженным актом человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства, или поставил его под угрозу причинения вреда. Под преступным поведением понимают пространственный и времен­ной процесс, включающий в себя как объективные (внешние) действия, так и субъективные (внутренние), обусловливающие совершение конкрет­ного преступления.

Под механизмом преступного поведения понимают определенную последовательность действий, а именно: 1) зарождение преступных намере­ний, 2) принятие решения совершить преступление, 3) планирование собствен­ных действий, 4) осуществление задуманного.

Это процесс взаимодействия факторов внешней среды, формирующей преступное по­ведение, и собственно личности преступника. В данном процессе различ­ные состояния личности и ее психические составляющие (эмоции, воля, образование, интеллект и т.д.) имеют антиобщественное по направленности содержание. Из этого следует, что ме­ханизм преступного поведения связан наряду с личностью преступника также и с внешней социальной средой.

Личность не только определяет мотивы, планирует и исполняет задуманное, но также имеет возможность предвидеть результат своих действий. Только при определенном сочета­нии отдельных качеств человека со сложившимися вокруг него внешними обстоятельствами рождается преступление. Познание этих обстоятельств позволяет предотвращать образование подобных комбинаций, предупре­ждать конкретные преступления, которые могут быть совершены при их наличии, а также защищаться от криминальных опасностей.

К обстоятельствам конкретного преступления относятся: а) причины преступления (заложенные в личности преступника); б) благоприятные для реализации преступного замысла условия (об­стоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения заду­манного); в) место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (со­единились причины и условия); г) время соединения предыдущих элементов, т.е. при одновременном сочетании причин и условий в одном месте, когда лицо созрело до уровня решимости совершить преступление и не видит для этого препятствий.

Личностные особенности индивида участвуют в детерминации пре­ступного поведения посредством действия его интересов, потребностей, целей, мотивов, взглядов, представлении, увлечений и т.п. качеств, выра­жающих его отношение к различным социальным ценностям и предписа­ниям. Окружающие индивида внешние обстоятельства являются объективными, они могут усиливать или ослаб­лять намерение совершить преступление, выступая в качест­ве условий совершения преступления.

Совершение конкретного преступления является результатом взаи­модействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условии нравственного формирования индивида, и объективных внешних обстоятельств, обра­зующих ситуацию преступления, которая в этом случае является кримино­генной.

Таким образом, под преступлением следует понимать акт противо­поставления индивида обществу, материализацию определенных личностных качеств, более или менее жестко детерминированных ситуа­тивными обстоятельствами их формирования и реализации.

Антиобщественные установки появляются не сами по себе. Их формирование происходит в про­цессе общения индивида с окружающей его средой. В жизни закладывается фундамент будущего преступного поведения, и возникает для каждого конкретного индивидуума кримино­логическая ситуация, которая включает этапы преступного механизма:

1) формирование личности с определенными нравственно-психологическими деформациями;

2) жизненную ситуацию, в которой формируется конкретное намерение совершить преступление;

3) обстанов­ку, способствующую совершению преступления (в широком смысле все это - предкриминальная обстановка);

4) само преступление.

К явлениям макросреды относятся особенности экономического раз­вития, политические воззрения, присущие населению данного региона, тем или иным социальным группам. Та часть социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты, представляет собой микросреду.

На личность воздействуют и проявляются в причи­нах индивидуального преступного поведения факторы социальной среды как на макроуровнях, так и на микроуровнях, тем более что различия между ними относительны: то, что для одного индивида составляет круг его постоянно­го и непосредственного общения, для другого - обстоя­тельства макросреды.

Микросреда опосредует влияние макросреды. Формирующие воздействия макросреды как бы проходят через фильтр микросреды, кото­рая некоторым образом преломляет макровоздействия, в какой-то части «отсекает» их от индивида. Общество практически не может прямо и не­посредственно воздействовать на индивида, который воспринимает его влияние через непосредственный круг общения и индивидуальный опыт.

В системе формирующих воздействий индивид ощу­щает таковые в их совокупном влиянии. Макросреда способна формиро­вать оценочные стереотипы, в том числе аморального и проти­воправного характера, ориентированные на определенные социальные группы. Микросреда, культивирующая антиобщественные установки, взгля­ды представления, одобряющая антиобщественное и противоправное по­ведение, восстанавливающая личность против общества, превращается в криминальную среду.

Основной составляющей микросреды является семья, которая не может быть ней­тральной в становлении личности с момента ее появления на свет. Влияние семьи, семейного воспитания неодинаково на различных этапах жизни человека: оно наиболее значимо в детские и юноше­ские годы. Если семейное влияние положительное, то личность ребенка формируется в положительном плане. При негативном влиянии и результат чаще всего негативен.

Важным фактором негативного формирования личности также явля­ется влияние ближайшего бытового окружения. Это друзья, знакомые, со­седи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосред­ственно. В зависимости от преобладающих в бытовом окружении установок, направленности, систем ценностей и т.д., оно может представлять собой криминогенную среду.

Под конкретной жизненной ситуацией понимается определен­ное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредст­венно влияющих на его поведение до и во время совершения преступ­ления. Отрицательные особенности личности, сложившиеся под воздейст­вием неблагоприятных условий ее формирования, приводят к совершению преступления. Конкретная жизненная ситуация является частью социальной среды. Если неблагоприятные условия оказывают влияние на личность продолжительный период време­ни, то ситуация взаимодействует с личностью в короткий момент непо­средственно перед совершением преступления. Она действует как сила, подталкивающая человека к совершению преступления, подсказывающая ему место и время преступного действия, которого до этого недоставало.

С субъективной стороны содержание ситуации раскрывается через познание оценки ее лицом, совершившим преступление. У различных лю­дей реакция на внешние обстоятельства может резко отличаться, их оценка должна быть связана с мотивационной сферой личности, ее индивидуаль­ными качествами и установками. Не всегда человеку удается осмыслить происходящее, после чего принять решение.

Элементами криминогенной ситуации явля­ются также обстоятельства, способствующие совершению преступления, которые могут иметь противоправный и даже преступный характер. Ука­занные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, так как сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Лицо, совершая преступление, всегда действует в определенной «криминальной» ситуации. Однако оно привносит в нее свои личностные качества.

Ситуации, предшествующие преступлению, следует, исходя из их объективного содержания, разделять на криминогенные (содержащие объ­ективные предпосылки преступления) и некриминогенные (нейтральные или создающие препятствия к совершению преступления).

К конкретному преступлению ведут две линии: 1) личность с выраженной антиобщественной установкой; 2) определенная предкриминальная ситуация, которая в рамках детерминации может играть и роль причи­ны, и роль условия, способствующего совершению преступления.

Из сказанного можно сделать вывод, что ситуация выступает в роли причин конкретного преступления при условии, что она содержит обстоя­тельства, толкающие субъекта на преступные действия. Она воздействует на волю, сознание, чувства субъекта, непосредственно побуждает его к криминальным действиям. Но это не означает, что внешне выраженные обстоятельства могут выглядеть в виде повода к совершению преступления, если объективные побудительные мотивы здесь иные.

В отличие от повода толчком к совершению преступления могут явиться обстоятельства, являющиеся исходной криминологической составляющей механизма преступления. Они дают преступнику мотив и решимость совершить преступление. Толчковый характер ситуации - это ее объективная характеристика, причем «толчковые» элементы могут быть по существу как негативными, так и позитивными. Если негативный тол­чок чаще всего играет роль внешнего причинного фактора, то позитивный - компонента ситуации некриминогенного характера. Толчковый характер ситуации остается таковым независимо от того, реа­лизовался толчок в преступление или нет. Реализовавшийся толчок высту­пает в виде повода (предлога) к совершению преступления, тогда как по­вод может и не содержать в основе своей толчка.

Соприкасаясь с негативными особенностями личности на индивиду­альном уровне, их усиливают факторы группового уровня, существующие в окружающей среде. Во взаимодействии этих звеньев начинает вы­рабатываться уже определенная криминогенная направленность и появля­ется решимость совершить конкретное преступление. И человек самостоятельно пе­реходит в стадию совершения преступления Но в ряде случаев к этому может привести криминогенная ситуация, которая подтолкнет лицо, еще не решившие совершить преступление, к этому акту, сокращая сроки созревания криминогенной личности.

 

Вопрос 3. Социально-психологическая характеристика потерпевшего

 

Факторы формирования личности потерпевшего, его поведение до совершения преступления, в момент совершения и после, практические рекомендации по воспитанию у личности морально-волевых качеств, помогающих защищаться от криминального деяния являются ключевыми социально-психологическими характеристиками потерпевшего. Они изучаются в рамках психологии, социологии, юридической психологии.

Потерпевшим по действующему российскому уголовно-процессуальному законодательству (ст.53 УПК РФ) является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.

В статье 1 Декларации ООН 1985 г. «Об основных принципах отправления правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотребления властью» под жертвой понимают лица, к которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие злоупотребление властью.

Жертвы преступлений классифицируются:

1) по содержанию субъективной стороны - жертвы умышленной или неосторожной преступности;

2) по направленности преступного посягательства - жертвы преступлений однородного объекта и определенных видов преступлений;

3) по характеру причиненного вреда - материального, морального и физического;

4) по степени осознания последствий - осознающие и в неведении;

5) по видам взаимоотношений с преступником - случайные, неопределенные и определенные;

6) по роли жертвы - нейтральные, соучастники, провокаторы;

7) по психологическим критериям - с выраженными нравственно-психологическими особенностями и с отклонениями в психике;

8) по биофизическим характеристикам, т. е. пол, возраст, состояние в момент совершения преступления;

9) жертвы преступлений также бывают потенциальные, реальные и латентные.

Роль и значение потерпевшего исследуется в качестве причин или условий преступления. Любое преступление представляет собой результат взаимодействия личности преступника и объективной ситуации, в которой он оказался. Личность и поведение потерпевшего являются одним из важнейших элементов, входящих в содержание конкретной ситуации. Точно так же, как и ситуация в целом, обстоятельства, относящиеся к потерпевшему, могут активно препятствовать совершению общественно опасных действий, оставаться нейтральными в механизме преступного посягательства или способствовать преступному поведению, провоцировать его.

Изучение личности и поведения потерпевшего имеет значение для определения мотивации преступного поведения, квалификации преступных действий и наказания виновного лица с учетом степени общественной опасности преступления и преступника, поскольку в ряде случаев решение этих вопросов связано с правильной оценкой действий потерпевшего, способствовавшего своим поведением совершению преступления.

Исследование данных о личности пострадавшего актуально и для защиты от преступности и профилактики преступлений, в частности, путем учета лиц с повышенной виктимностью или агрессивных потерпевших, спровоцировавших преступление, создавших ситуацию, приведшую к причинению им вреда этим преступлением.

В юридической психологии личность потерпевшего исследуют исходя из двух аспектов: 1) с точки зрения поведения потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период самого события преступления, связи этого поведения с поведением преступника (так называемая «динамическая сторона, область»); 2) с точки зрения «статической области, которая включает пол, возраст, национальность, служебное положение и т.д., причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления» (Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. - М.: Юрист. 2000. - С. 393).

Анализ механизмов конкретного преступления невозможен без исследования ситуации, в которой действует преступник. Ситуация не только определяет выбор способа действия, но и порождает и новые стимулы к действию. Например, внезапно возникший конфликт может привести ранее не помышлявшего об убийстве человека к его совершению, допустим, под влиянием тяжкого оскорбления со стороны партнера.

Социальный, правовой, физический и психологический статусы, поведение, а нередко и психическое состояние жертвы в случаях, когда преступление совершается при непосредственном взаимодействии с жертвой, составляют элементы ситуации, в которой действует преступник. Поэтому вполне закономерным является привлечение в исследования, направленные на выявление механизмов преступлений, данных о жертве.

В круг лиц, относимых к жертвам преступлений, включают не только лиц, которым непосредственно нанесен физический, материальный и моральный ущерб (телесные повреждения, финансовые потери, эмоциональные страдания, существенное ущемление их прав), но и их близких родственников, иждивенцев, лиц, которые пытаются оказать помощь жертвам преступлений.

Жертв можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от степени опосредованности причиненного вреда:

а) «рикошетные жертвы» (члены семьи, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв);

б) «первичные жертвы» (жертвы, которым непосредственно был причинен ущерб преступлением).

Жертвы испытывают страдания. Члены семей жертв убийств, партнеры и супруги изнасилованных женщин, родители ограбленных подростков, родственники потерпевших от краж описывают сходные психологические симптомы от непрямой виктимизации так же, как и прямые жертвы.

2.По признаку отношения к преступнику выделяют потерпевших:

а) родственники и члены семьи;

б) соседи, проживающие в одном подъезде, в одном доме, а также те, которые живут в одной деревне, если они знают друг друга;

в) лица, которые работали вместе с преступником или были как-то связаны совместной общественной или иной деятельностью;

г) проводившие вместе с посягателем досуг;

д) потерпевшие, которые находились с преступником в товарищеских или любовных отношениях;

е) люди, которые были лишь знакомы с преступником (в том числе совсем недавно), но их не связывали товарищеские, деловые, любовные (эротические) или иные отношения;

ж) жертвы, которых преступник (иногда с соучастниками) выслеживает для последующего нападения, иногда с целью ограбления или изнасилования, связанных с убийством, в других случаях это может быть «заказное» убийство;

з) совершенно случайные люди, в их числе могут быть жертвы разбоев, когда, например, нападают ночью на первого встречного.

3. Жертв преступлений можно различать по личностному и поведенческому признакам. Возможно возражение, что личность всегда проявляется в поведении, но совершаются же преступления, в которых жертва не успела проявить себя в поведении (мгновенно вспыхнувшая вражда).

В зависимости от характера поведения выделяют группы потерпевших:

I. Агрессивные потерпевшие. Эту группу составляют потерпев­шие, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда (агрессивные насильники) или агрессии в иных формах - оскорблении, клевете, издевательстве (агрессивные провокаторы). Для потерпевших этого типа характерно намеренное создание конфликта. Их поведение является реализацией ти­пичной для них антиобщественной направленности личности.

II. Активные потерпевшие. К потерпевшим этого типа относятся лица, поведение которых не агрессивно и не конфликтно, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: подстрекатели (сознательные и неосторожные), самопричинители (сознательные и неосторожные). По существу, для активных потерпевших характерно поведе­ние двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда при­влекается другое лицо, и самопричиняющее.

III. Инициативные потерпевшие. Это потерпевшие, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств. Потерпевшие этого типа - лица, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда. Сюда относятся те лица, служебное или обще­ственное положение которых делает для них вмешательство в опас­ные ситуации обязательным.

IV. Пассивные потерпевшие. В эту группу входят лица, не ока­зывающие противодействия преступнику по различным причи­нам:

- объективно не способные к сопротивлению в силу возраста, физической слабости или беспомощного состояния;

- объективно способные к сопротивлению, но не оказываю­щие его из-за трусости, боязни огласки, страха за судьбу близких и т.д.

V. Некритичные потерпевшие. В эту группу входят лица, де­монстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возрас­та, психически больные, некритичные без очевидных «формали­зованных» качеств.

Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолю­бие, трусость и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчи­вость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллек­туального уровня.

VI. Нейтральные потерпевшие. Лица, поведение которых было безупречно: не вызывало преступные действия; потерпевший кри­тически осмысливал ситуацию.

Л.В. Франк определяются типы потерпевших с правовой стороны:

1) агрессивный - грабитель, разбойник, насильник и т.п. - пострадавшие, в действиях которых содержится состав преступления, вызвавшие совершение преступления в отношении этих же лиц. Они характеризуются как агрессивные пострадавшие, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, потерпевшими же в уголовном судопроизводстве такие лица не должны признаваться;

2) активный- пострадавшие, действия которых, не являясь преступными, способствовали совершению преступления, причинившего им вред. Они характеризуются отрицательными свойствами личности, противоправным поведением, спровоцировавшим преступление или создавшим объективную возможность его совершения. Пострадавший от преступления в связи с собственным неправильным поведением, способствовавшим совершению преступления, нуждается не только в процессуальной защите, но и в применении разнообразных профилактических мер (общественное воздействие, воспитание и исправление принудительным путем алкоголиков, наркоманов, привлечение к административной, дисциплинарной ответственности и т. д.).

3) инициативный - с невиновной «предрасположенностью» - пострадавшие, противодействующие преступнику, пресекающие преступление при задержании преступника, защите других лиц от преступного посягательства. Этих пострадавших характеризует положительное поведение, высокие моральные качества, честное выполнение долга;

4) остальные пострадавшие, ставшие жертвой преступления безотносительно к своему положительному или отрицательному поведению и качествам личности: пассивный - не препятствующий преступнику в силу физической слабости или трусости; некритичный или неосмотрительный - жертва обмана. Для них характерно нейтральное поведение.

Жертва как составляющая ситуации может повлиять не только на зарождение мотивов, она также может создавать обстановку, провоцирующую причинение ей вреда. Виновное поведение потерпевшего - это социально неодобряемое поведение жертвы преступления, являющееся результатом реализации ею сознательного отрицательного отношения к принятым социальным нормам, способствующее совершению преступного посягательства в сфере ее интересов.

Виновное поведение жертвы не однородно по своему содержанию и может быть как неправомерным, так и аморальным, и неосмотрительным. Неправомерное поведение - это поведение, нарушающее нормы уголовного закона, либо другие правовые нормы. Аморальное - это поведение, нарушающее общепринятые в обществе моральные нормы и ценности. Неосмотрительное или легкомысленное поведение жертвы выражается в сознательном пренебрежении к социальным ценностям в сфере собственных интересов, несоблюдении элементарных мер предосторожности.

А.Л. Репецкая в книге «Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике» выделяет виды виновного поведения жертвы преступления: 1) персонодефектное поведение жертвы преступления - являющееся следствием реализации виктимогенной деформации личности; 2) ситогитивное поведение (от «situation» - ситуация и «guilt» - вина) следствие случайного виновного поведения лица; 3) фасилитивное поведение (от «facilitate» - облегчать, содействовать) - это такое поведение жертвы, которое непосредственно не влияет на формирование преступного умысла.

Поведение потерпевших в некоторых случаях выступает толчком к совершению преступления в будущем (например, толчком к совершению убийства может быть измена близкого человека). Толчком к совершению преступления будет такое поведение потерпевшего, которое является исходной составляющей механизма преступного поведения, несет нагрузку создания у  преступника преступной решимости. Поведение потерпевшего, помимо толчкового, может быть также пассивным, замкнутым, нейтральным.

Виктимность рассматривается как признак отдельного лица, пострадавшего от преступления, или как признак массового явления - производного от преступности либо ее вида - социально - психологическое явление, выраженное в характере определенного количества потерпевших.

Под индивидуальной виктимностью понимается способность лица формировать или активно влиять на формирование условий, благоприятствующих преступлению. Можно указать на: а) видовую виктимность как относительную «предрасположенность» людей к одному из видов преступлений - обворованные, изнасилованные, обманутые; и б) массовую виктимность как существующую реальную возможность для определенной части населения в силу их субъективных качеств нести физический, моральный и материальный ущерб от преступлений (совокупность виктимности всех потерпевших).

Виктимность может быть оценена и по другим критериям: например, по одному из формальных признаков потерпевшего - профессиональной принадлежности: виктимность кассиров, инкассаторов, работников полиции и т.п. Такая виктимность именуется групповой.

Виктимное поведение - это поведение человека, провоцирующее уголовно-наказуемое деяние по отношению к нему, то есть такое поведение, при котором человек то и дело как бы «подставляет» себя под разные опасности. Разделяют вынужденно виктимное поведение, - у человека сердечный приступ и в данный момент в отношении него легко произвести кражу или грабёж, и провоцирующее виктимное поведение, - человек выпил очень много алкогольных напитков, и в момент интенсивного алкогольного опьянения в отношении него легко произвести кражу или грабеж.

Многие преступления вызваны виктимным поведением потерпевшего: особенностями психического или физического состояния, неадекватными действиями; легкомысленным отношением к своей или чужой личности, чести и достоинству, а также имуществу; нежеланием сотрудничать с правоохранительными органами; вступлением в незаконную сделку.

Провоцировать виктимное поведение могут самые разные сочетания личностных качеств: жертвой различных неприятностей может оказаться как человек излишне неуверенный, так и излишне самоуверенный. Преступное поведение грабителей и разбойников и виктимное поведение потерпевших от этих преступлений взаимосвязаны.

Виктимное поведение жертв половых домогательств может быть провоцирующее - порождающее у преступника на первых этапах взаимодействия уверенность в доступности партнерши; благоприятствующее - постепенно, благодаря аморальному поведению потерпевшей, формирующее у преступника предположение о возможности совершения полового акта с согласия партнерши, облегчающее изнасилование.

Виктимизация - процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей, его конечный совокупный результат. Виктимизация населения от преступных посягательств есть расширение контингента граждан, которые становятся жертвами преступлений, особенно насильственных и корыстно-насильственных.

Состояние виктимизации - общая сумма виктимизированных лиц. Структура виктимизации - число лиц, виктимизированных отдельными видами или группами преступлений. Коэффициент виктимизации - отношение числа виктимизированных преступлениями лиц и населения региона на определенную дату, рассчитывается на 100, 10, 1 тысячу человек.

Уровень виктимизации в среднем в 2-3 раза превышает уровень регистрируемой преступности. Виктимизация распространяется среди населения неравномерно: чем выше степень тяжести преступления, тем реже проявляется виктимизация. Время виктимизации тяготеет к вечеру и ночи (насильственные преступления - вечер/ночь, кражи - ночь).

Виктимологическая профилактика - деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Виктимологическую профилактику можно разделить на 2 группы:

1) меры, направленные на устранение ситуаций, в которых возможно причинение вреда, - информирование граждан об опасных местах, лицах и ситуациях, и о наилучших способах поведения; патрулирование криминогенных мест и мест общественного пользования силами полиции.

2) меры, направленные на обеспечение личной безопасности, - охрана помещений, наличие и обучение владению оружием, приемам самообороны, личная осмотрительность граждан.

Виктимологическая профилактика преступлений складывается из трех направлений:

1. Общая виктимологическая профилактика - это система мер выявления и ликвидации связанных с личностью и поведением потерпевших причин преступлений и условий, способствующих их совершению, осуществляемых применительно к населению в целом и отдельным социальным группам, всей преступности и отдельным группам преступлений, в целях снижения и ликвидации виктимности как массового социального явления.

2. Индивидуальная виктимологическая профилактика - это: а) выявление лиц, которые, судя по их поведению или совокупности личностных качеств, с наибольшей вероятностью могут оказаться жертвами преступников; б) организация в отношении этих лиц мер нейтрализации негативных воздействий, воспитания, обучения, контроля и обеспечения личной безопасности.

3. Неотложная виктимологическая профилактика - предотвращение и пресечение конкретных замышляемых и подготавливаемых преступлений с использованием защитительных возможностей потенциальной жертвы, а также приемов, используемых при организации профилактики «от потерпевшего».

Основные пути виктимологической профилактики преступности:

1) максимальное использование оборонных возможностей потенциальных потерпевших;

2) обучение граждан приемам разрешения небезопасных ситуаций;

3) правовая пропаганда и правовое обучение;

4) использование оружия самообороны и технических средств защиты;

5) переориентация оперативно-розыскной деятельности полиции с преступника на потерпевшего как с целью организации пресечения и предотвращения преступлений, так и с целью получения более глубокой информации о преступниках.

С целью защиты от преступности желательно осуществление системы локальных мер виктимологической профилактики в масштабе небольших населенных пунктов, направленных на снижение риска стать жертвой преступлений у отдельных категорий граждан (женщин, пенсионеров, инвалидов, малолетних и несовершеннолетних, предпринимателей и т.д.).

Усиление процессуальных гарантий потерпевшего и принятие необходимых профилактических мер к пострадавшим с ненадлежащим поведением может заставить нас задуматься над собственным поведением, будет содействовать воспитанию у нас чувства ответственности за свое поведение в разнообразных жизненных ситуациях.

Необходимость отслеживания виктимологичеокой информации определяется рядом обстоятельств:

1) она помогает нам лучше защищаться от преступности как на индивидуальном, так и на групповом (социальном) уровнях;

2) преступлению нередко предшествуют события, происшедшие задолго до самого преступления, но имеющие прямое отношение к мотивам и целям поведения преступника, знание их поможет предотвратить преступление;

3) оценить объективность информации, полученной от потерпевших, можно только тогда, когда известно, что они собой представляют в плане индивидуальных способностей восприятия и воспроизведения информации и субъективного отношения к истине, желания или нежелания способствовать ее установлению;

4) знание личности и поведения потерпевших необходимо для принятия решений по обеспечению их личной безопасности;

5) исследование и учет личностных и поведенческих характеристик жертв преступлений, поведение которых провоцировало или иным образом способствовало совершению преступлений, необходимы для недопущения аналогичных преступлений впредь.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «личность преступника»?

2) Что понимается под криминогенностью личности?

3. По каким признакам классифицируют престпников?

4. Изложите структуру механизма преступного поведения.

5. Кто понимается под «жертвой» преступления?

6. Как классифицируются жертвы преступления?

7. В чем отличие аморального поведения от легкомысленного?

8. Что такое виктимность?

9. Из каких основных направлений складывается виктимологическая профилактика?

10. Зачем необходимо отслеживать виктимологическую информацию?

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: