Обычно подшипники смазывают тем же маслом, что и детали передач. При картерном смазывании передач при окружной скорости колес подшипники смазываются брызгами масла и маслом, стекающим по стенкам корпуса редуктора.
Однако в ряде случаев для обеспечения надежного смазывания зацепления приходится значительно повышать уровень масла. В этом случае во избежание попадания в подшипник продуктов износа передач, а также излишнего полива маслом подшипники защищают маслозащитными шайбами (рис. 35).
Рис. 35. Конструкции маслозащитных шайб |
Для смазывания подшипников вала червячного колеса иногда применяют скребки с лотками, по которым масло подают к подшипникам (рис. 37). Для направления стекающего масла иногда делают на внутренней поверхности стенки корпуса ребра (рис. 38). По ним масло стекает к отверстию в приливе корпуса и попадает к подшипнику.
При недостаточной окружной скорости передачи подшипниковые узлы смазывают пластичными смазочными материалами. Обычно используют солидол жировой (ГОСТ 1033–79), консталин жировой УТ–1 (ГОСТ 1957–73), ЦИАТИМ–201 (ГОСТ 6267–74), Литол–24 (ГОСТ 21150–87). В этом случае для отделения подшипникового узла от общей смазочной системы применяют мазеудерживающие кольца (рис. 39, 40), вращающиеся вместе с валом; кольцо имеет от двух до четырех канавок.
88 |
Рис. 36. Канавки маслосборные Рис. 37. Скребки с лотками
Рис. 38. Ребра для сбора масла
Рис. 39. Конструкция мазеудерживающих Рис. 40. Установка мазеудерживающих
колец колец на валу
89 |
КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕДУКТОРА