С редства индивидуальной защиты предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств.
Средства индивидуальной защиты делятся на средства защиты органов дыхания (СИЗОД), средства защиты кожи и медицинские средства защиты. По способу защиты СИЗОД подразделяют на фильтрующие и изолирующие.
Противогаз состоит из лицевой части и фильтрующе-поглощающей коробки, которые соединены между собой непосредственно или с помощью соединительной трубки. В комплект противогаза входят сумка для хранения и переноски и незапотевающие пленки, а также в зависимости от типа противогаза могут входить капюшон из фильтрующее-поглощающего материала, комплект пленочных средств защиты глаз, мембраны переговорного устройства, трикотажный гидрофобный (не впитывающий влагу) чехол для коробки, накладные утеплительные манжеты, водонепроницаемый мешок, крышка фляги с клапаном и бирка.
Фильтрующе-поглощающая коробка предназначена для очистки вдыхаемого воздуха от аэрозолей и паров отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических средств. Очистка воздуха от аэрозолей (токсичных дымов и туманов, радиоактивной пыли и биологических средств) осуществляется противоаэрозольным фильтром, а от паров поглощающем слоем угля-катализатора.
|
|
Лицевая часть предназначена для защиты лица и глаз от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических средств, подвода к органам дыхания очищенного воздуха и сброса в атмосферу выдыхаемого воздуха.
Для пользования противогазом следует правильно подобрать размер шлем-маски.
Противогаз обычно носят в сумке на левом боку. Для надевания противогаза необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску и взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальное внутри. Затем следует приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. После этого сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. Затем можно надеть головной убор и закрепить противогаз на боку.
Средством защиты кожи могут быть изолирующие и фильтрующие. К средствам защиты кожи относится ОЗК.
ОЗК состоит из защитного плаща ОП-1М, защитных чулок, защитных перчаток (летних или зимних),чехла для защитного плаща, чехла для защитных чулок и перчаток. Комплект может быть использован в виде накитки надетым на рукава или в виде комбинезона. ОЗК подбирается по росту: первый рост (размер) – рост до 166см; второй – от 166 до 172см; третий – от 172 до 178; четвертый – от 178 и 184 см и выше. Подбор защитных чулок производят по размеру обуви: первый рос (размер) – для обуви до 40-го размера; второй рост от 40-го до 42-го размера; третий рост – для 43-го размера и больше.
|
|
При роботе в зоне заражения меняется последовательность одевания ОЗК и пользования средствами СИЗ так, как в воздухе могут находиться вредные отравляющие химические и радиоактивные вещества, при попаданию на кожу или дыхания возможен летальный исход. После выхода из зоны заражения и снятие СЗ, как правило приводиться дигозация (удаления химических веществ), дезактивация (удаления радиоактивных веществ) и дезинфекция (уничтожение биологических средств и химическое разрушение токсинов).
Задание
1 Повторить правила пользования средствами индивидуальной защиты в условиях зоны заражения.
2. Повторить команды и правила пользования СИЗ в условиях зоны заражения.
3. Получить СИЗ.
4.Осмотреть и подготовить к работе СИЗ.
5. Отработать нормативы одевания противогаза и ОЗК по командам: «Газы», «Газы плащ в рукава чулки перчатки одеть», «Газы, защитный комплект одеть».
6. Отработать нормативы «Замена противогаза», и правила пользования неисправным противогазом по вводным «пробита фильтрующая коробка, порвана маска, разбиты очки»
7.Сдать преподавателю нормативы действий по командам: «Газы», «Газы плащ в рукава чулки перчатки одеть», «Газы, защитный комплект одеть», «Замена противогаза», и правила пользования неисправным противогазом по вводным «пробита фильтрующая коробка, порвана маска, разбиты очки»
8.Уложить и сдать СИЗ.
Вопросы для самоконтроля:
1.Команды используемые для работы с СИЗ в зоне заражения и последовательность их выполнения.
2.По каким размерам подбираются СЗОД имеющие шлем маску и маску.
3. На что обращается внимание при осмотре СИЗ перед работой.
4. Правила одевания противогаза и снятие противогаза при выходе из зоны заражения.
5. Суть и значение мероприятий дегазация, дезактивация, дезинфекция.
Критерии оценки:
Шкала оценивания Критерии оценивания
Оценка «5» Противогаз и ОЗК одеты правильно без нарушения последовательности с соблюдением правил за контрольное время. Команды «Газы» - 6сек. «Газы, плащ в рукава чулки перчатки одеть» 3мин. 20сек. «Газы, защитный комплект одеть» 4мин. 20сек. СИЗ сняты чисто с учётом направления ветра.
Оценка «4» Противогаз и ОЗК одеты правильно без нарушения последовательности с соблюдением правил за контрольное время. Команды «Газы» -6сек. «Газы, плащ в рукава чулки перчатки одеть» 3мин. 20сек. «Газы, защитный комплект одеть» 4мин. 20сек. При снятии СИЗ допущено одно касание голой руки грязной поверхности.
Оценка «3» Противогаз и ОЗК одеты правильно без нарушения последовательности с соблюдением правил за контрольное время. Команды «Газы» -6сек. «Газы, плащ в рукава чулки перчатки одеть» 3мин. 20сек. «Газы, защитный комплект одеть» 4мин. 20сек. Нет учёта направления ветра при снятии СИЗ, допущено два касания голой рукой зараженной поверхности СИЗ.
Оценка «2» Противогаз и ОЗК одеты не правильно с нарушения последовательности без соблюдения правил. Контрольное время превышает: при команде «Газы» - 11сек; «Плащ в рукава чулки перчатки одеть газы» - 4мин. 00сек; «Газы, защитный комплект одеть»- 5мин. 00сек. Неправильно сняты средства индивидуальной защиты.
Домашнее задание изучить тему «Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения».
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ В. Ю. Микрюков - 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015.-288с. – (Среднее профессиональное образование) стр. 44-47, 48-54.