Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.
Количество занятий в неделю
Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 45 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.
Условия реализации
• Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.
9). Методы оценки эффективности программы. Предусмотрены следующие проверочные работы:
• Диктанты;
• Индивидуальные задания;
• Творческие работы;
• Домашнее задание;
• Работа с дидактическом материалом;
10). Контингент учеников. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 2-4 классов
2. Тематический план работы по коррекции дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии.
Тема | Классы | ||
2 | 3 | 4 | |
Кол-во часов | |||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне Развитие языкового анализа и синтеза: 1) Развитие анализа структуры предложения: • Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. • Придумывание предложений по заданным графическим схемам. • Составление графических схем предложений. • Определение места данного слова в предложении. | 3-5 | 2-4 | 2-4 |
2) Развитие слогового анализа и синтеза: • Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. • Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. • Составление графической схемы к каждому из данных слов. • Составление слов из слогов данных вразбивку. • Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 3-5 | 2-4 | 2-4 |
3) Развитие звукового анализа и синтеза: • Определение количества звуков в слове. • Определение последовательности звуков в слове. • Определение места звука в слове. • Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. • Составление слов из звуков, данных в беспорядке. • Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. • Составление слов из звуков данного слова. | 3-5 | 2-4 | 2-4 |
П. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне 1. Работа со слогоритмическими схемами слов. | 3-5 | 3-5 | 2-4 | |||
2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 4-6 | 3-5 | 2-4 | |||
3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 4-6 | 2-4 | 2-4 | |||
4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы). | 2-6 | 6-8 | 6-8 | |||
5. Предлоги (выделение предлогов). | 4-6 | 2-4 | 2-4 | |||
6. Приставки (выделение приставок). | 4-6 | 2-4 | ||||
7. Дифференциация предлогов и приставок. | 2-4 | 2-4 | ||||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне 1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | 4-6 | 4-6 | 4-6 | |||
2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я | 2-4 | 2-4 | 2-4 | |||
Е | 2-4 | 2-4 | 2-4 | |||
Ю | 2-4 | 2-4 | 2-4 | |||
Е | 2-4 | 2-4 | 2-4 | |||
3. Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 4-6 | 3-5 | 3-5 | |||
4. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | Работа проводится по необходимости
5-7
| |||||
с-е о-с у-д-з л-и м-ш в-д | о-а б-д и-у У-Ч п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж ч-ъ Г-Р Ю-Н и-ш л-я Н-К а-д | |||||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью • составление рассказов из предложений. • составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). • составление рассказа по сюжетной картине. • составление рассказа по серии сюжетных картин. • составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 3-8 | 5-7 | 5-7 | |||
Итого: количество часов | 50-87 | 53-89 | 49-78 | |||
Список используемой литературы.
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом//Известия ДПН РСФСР, 1950.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь/Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 1982.-Т.2.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.:МиМ, 1997.
4. Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н.М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2004.
6. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.
7. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 тт. М., 1997.