Сестринский уход в реабилитации детей с ФЗК

Сестринский процесс — систематическое определение ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

— создание базы информационных данных о пациенте;

— определение потребности пациента в сестринском уходе;

— обозначение приоритетов сестринского обслуживания;

— оказание сестринской помощи;

— оценка эффективности процесса ухода.

 

Методы сестринского ухода в ЛФК

Это способы удовлетворения нарушенных потребностей пациента.

К методам относятся:

1. Оказание психологической поддержки и помощи.

2. Выбор соответствующего варианта лечебного воздействия средствами ЛФК.

3. Определение соответствующего режима двигательной активности пациента.

4. Выполнение технических манипуляций (проведение лечебной гимнастики с психофизической тренировкой).

5. Мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья.

6. Организация обучения, консультирования пациентов и членов его семьи.

 

Отличительной особенностью деятельности среднего медперсонала отделения гастроэнтерологии и реабилитации детей с функциональной патологией кишечника является акцент на лечебно-диагностический блок манипуляций и пристальное динамическое наблюдение за состоянием ребенка. При этом медсестры осуществляют ряд функций самостоятельно. Это позволяет рассматривать средний медперсонал в качестве самостоятельных специалистов, играющих важную роль в оказании медицинской помощи беременным.

Медицинская сестра осуществляет следующий перечень сестринского ухода за ребенком с функциональным заболеванием кишечника:

1. Контролирует соблюдение ребенком лечебного режима, назначенного врачом. Под лечебными режимами понимают совокупность мероприятий, устраняющих отрицательные раздражения и повышающих при этом устойчивость организма. Содержание лечебного режима определяется распорядком дня и объемом двигательной активности пациентки, т. е. двигательным режимом.

Двигательные режимы, используемые в больницах и госпиталях, делятся на: I — строгий постельный, II — постельный, III — палатный (полупостельный) и IV — свободный (общий).

2. Обеспечивает физический и психический покой. Соблюдение правил внутреннего распорядка стационара, режима физической активности (индивидуального режима больной) и принципов медицинской этики. Психологический покой пациентки обеспечивает путём соблюдения тишины в отделении: следует разговаривать негромко, не заниматься уборкой помещений во время дневного и ночного отдыха больных, не разрешать больным громко включать радио и телевизор. Большое значение имеет правильное размещение поступающих женщин с учетом профиля палат, состояния и характера заболевания, численности коек в палате. Беременных, прошедших психопрофилактическую подготовку, не желательно помещать в предродовой палате вместе с женщинами, не прослушавшими занятий. Не следует также допускать контакта родильниц, перенесших в родах те или иные операции, с неоперированными родильницами и тем более с беременными, ожидающими родов. С другой стороны, можно настоятельно рекомендовать общение поступающих беременных и рожениц (там, где это возможно) с родильницами, роды у которых прошли благополучно, спокойно и безболезненно или малоболезненно благодаря хорошо проведенной психопрофилактической подготовке. Следует широко использовать психопрофилактический метод для подготовки беременных и рожениц к предстоящим им операциям или манипуляциям. Цель такой подготовки – устранить страх перед операцией, боязнь боли, осложнений и пр. Беседы с пациентками должны всегда носить оптимистический характер и содержать элементы внушения непременно благополучного исхода беременности, родов или заболевания.

3. Обеспечивает ребенка лечебным питанием, назначенным врачом. Основным принципом лечебного питания является сбалансированность, т.е. обеспечение организма белками, жирами, углеводами и незаменимыми веществами (витамины, микроэлементы, незаменимые аминокислоты и др.), в оптимальных соотношениях. Наряду с оптимальным рационом имеют значение время приема пищи, распределение ее в течение суток по энергетической ценности и с учетом характера заболевания ребенка. Наиболее рационален 5-6-кратный прием пищи. Лечебное питание повышает сопротивляемость организма к инфекции, усиливает процессы регенерации, способствует нормализации функций сердечно-сосудистой, эндокринной, гепатобилиарной систем. В период беременности лечебное питание имеет некоторые особенности, связанные с функциональным состоянием важнейших систем и органов, присущих данному периоду жизни. Беременной необходимы полноценные белки животного и растительного происхождения. Следует отметить важность использования животных белков (творог, нежирное отварное мясо или рыба, печень), что необходимо для коррекции гипо- и диспротеинемии. Употребление растительных белков не может устранить нарушений белкового обмена, наблюдающихся при токсикозах. Важное значение имеют легкоусвояемые белки молочного происхождения, содержащие оптимальный спектр аминокислот. Рекомендуется обогащать диету фруктами, ягодами, овощами, что восполняет дефицит витаминов, микроэлементов, минеральных солей, а также способствует предупреждению ацидоза. Следует избегать избытка углеводов, но значительное снижение их содержания нецелесообразно. В качестве источника углеводов в рацион включаются овощи, фрукты, хлеб из муки грубого помола. Кроме углеводов, с этими продуктами поступают в организм микроэлементы и минеральные вещества. Употребление меда, фруктов, овощей, белка и других ингредиентов лечебного питания является важной частью терапии ФЗК.

Необходимо обеспечить организм веществами, укрепляющими адаптационные и защитные механизмы, усиливающими синтез тканевых белков, активность ферментных систем, предупреждающих гипоксию (белки, аминокислоты, глюкоза, витамины, микроэлементы, липотропные вещества).

Гипертоническая болезнь характеризуется повышением возбудимости центральной нервной системы. В пище должно быть увеличено содержание калия и магния, которые снижают возбудимость сосудодвигательного центра и оказывают гипотензивное действие. Одновременно рекомендуется снижать содержание хлорида натрия и продуктов, богатых холестерином и жирными кислотами. Анемия беременных нередко сопровождается гипопротеинемией, угнетением иммунной системы, обмена электролитов; снижается активность ряда ферментов, возникает гипотрофия плода. Лечебное питание имеет существенное значение наряду с антианемическими препаратами. Целевое назначение диеты: восполнение дефицита белка, железа, микроэлементов, витаминов. У беременных нередко возникает склонность к запору, развивающемуся вследствие снижения тонуса и моторной функции кишечника. Таким беременным рекомендуется пища, богатая клетчаткой: овощи в недостаточно размельченном виде (салат, винегрет и др.), свежие фрукты, черный хлеб, гречневая каша, молочнокислые продукты. Употребление мяса ограничивается. В утренние часы рекомендуется выпить стакан холодной воды или молока. При запоре алиментарного происхождения ограничивают блюда с вяжущими (чай, какао, черника) и обволакивающими (кисели, рисовая и манная каша, круто сваренные яйца) свойствами.

Лечебное питание, являющееся важным компонентом комплексной терапии токсикозов беременных, назначает терапевт по согласованию с акушером-гинекологом, наблюдающим за течением беременности, состоянием матери и плода.

4. Проводит беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты.

5. Осуществляет наблюдение за состоянием ребенка. В медицинской практике для правильной постановки диагноза важное значение имеют общие характеристики больной (физиологические константы). К ним относятся: артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений, температура, вес. Эти показания записываются в температурный лист два раза в день (Приложение 4).

6. Контролирует физиологические отправления ребенка (контроль за характером стула).

7. Обеспечивает медикаментозную терапию по назначению врача. Введение лекарственных средств всегда зависимое сестринское вмешательство! Лист врачебных назначений – документ, которым руководствуется в своей работе медицинская сестра (аполняется врачом). В нём указывается название, дозировка, способ введения, сколько раз нужно ввести, дата назначения и дата отмены.

8. Организовывает и подготавливает ребенка к лабораторным и инструментальным исследованиям по назначению врача.

9. Проводит психологическую беседу с ребенком и родителями, направленную на уменьшение или устранение страхов и тревог по поводу ФЗК. Психологическое взаимодействие медицинской сестры с ребенком и его родителями должно быть направлено на создание уверенности у самого ребенка в выздоровлении, а у родителей такого настроя, чтобы направленные ребенку мысли, слова и действия о благополучии его здоровья, о любви к нему, помогли ему справится со всеми трудностями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: