Дополнительный материал к повторению

Выполните задания по инструкции

Инструкционная карта занятия

Составление схемы развития одного из понятий

Цель: отработать практические умения составлять схему развития естественнонаучного понятия по окружающему миру.

Ход занятия

Внимательно прочитайте и выполните задания по инструкции.

Предварительно повторите материал лекции по теме.

Развитие понятий

Процесс развития понятий, как и на этапе образования, может идти стихийно или под чьим-то руководством. В дан­ном случае нас интересует, как под руководством учителя идет процесс развития понятий у учащихся.

Но что же такое само развитие?

Оно рассматривается наукой как процесс закономерного изменения чего-либо, переход из одного ка­чественного состояния в другое — новое и более качественное, более совершенное состояние. Происходит движение (изменение) состоя­ния от простого к сложному, от низшего к высшему. Такое толкова­ние и является определяющим и к рассмотрению вопроса о развитии понятий. В соответствии с ним развитие понятий надо рассматри­вать как их движение от элементарных, первоначальных знаний — к более сложным по объему, как переход на более высокий каче­ственный уровень. Словом, понятие в процессе обучения должно обогащаться новыми качественными характеристиками. Но это не должен быть процесс механического накопления каких-либо харак­теристик. Обогащая первоначальные характеристики понятия, но­вые сливаются с ними и образуют иное качество, более высокое и богатое, чем первоначальное.

Обязательно ли надо руководить процессом развития понятий? Какова роль учителя в этом процессе? В чем заключается здесь ин­струмент его деятельности?

Как и образованием понятий, развитием понятий тоже необхо­димо руководить. Без руководства извне понятия могут так и ос­таться на уровне элементарных, а весь запас знаний человека будет представлять собой некий набор разрозненных, хаотичных истин.

Важным этапом в развитии понятий является, как и при их пер­воначальном формировании, повторение знаний, выяснение, оживление имеющегося опыта. При этом психологами (С. Л. Рубинштейн) доказано, что наиболее эффективным для развития понятий являет­ся повторение, которое проводится не непосредственно вслед за пер­вым восприятием материала, а через некоторое время, через 2—3 дня. Важно также, чтобы повторение было более углубленным осмысле­нием и даже переосмыслением изученного, установлением новых ассоциативных связей. Следовательно, развитию понятий практически не будет способствовать повторение, представляющее собой много­кратное зазубривание уже известных учащимся определений.

Как правило, обогащение новыми характеристиками уже имею­щихся понятий идет на этапе формирования новых знаний. Чтобы новые характеристики не оказались изолированными, важно и на этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним. Иногда необходимо такое обращение к учебному материалу прошлых лет. Например, усвое­ние в IV классе понятия «Лес — природное сообщество» требует воспроизведения знаний о разнообразии и строении растений, их изменении по временам года, полученных в I, II и III классах. Это, в свою очередь, обогатит названное выше понятие, а изученное ра­нее не просто будет механически воспроизведено, а включено в определенную систему знаний на ином, более высоком уровне. Между тем, усвоение каждой новой характеристики понятия про­ходит те же этапы, что и образование первоначального понятия. Но теперь эта новая характеристика связывается с уже известными. При этом важно применять систему все усложняющихся вопросов и заданий. Развитию понятий, их более глубокому пониманию спо­собствуют разнообразные упражнения и практические работы, где знания проверяются в практической деятельности, идет их примене­ние на практике.

Развитие понятий сопровождается обогащением словарного за­паса учащихся.

Таким образом, развитие понятий — это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при по­стоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществля­ется через систему повторения и практикования знаний, применени­ем все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логи­ческих связей между отдельными усвоенными понятиями.

Задание I. Какой процесс отражён в следующей схеме:

Перенос пыльцы на рыльце пестика → в природе чаще встречается перекрёстное → осуществляется ветром, насекомыми → играет важную роль в жизни растения. Почему вы так решили?

Задание II. Методическая задача.  Для формирования понятия «горизонт» учительница вывела детей на открытое место, показала горизонт и линию горизонта, а в классе была прочитана статья в учебнике «Горизонт. Линия горизонта». Оцените действия учителя. Насколько правомерно использована методика? Следовали ли применить другие приёмы или нет? Аргументируйте своё мнение.

Задание Ш. Методическая задача. В книге «Предметные уроки в начальной школе» А.Я. Герд писал: «… отдельным естественным наукам – зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. – в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире».

   Какому современному принципу отбора и конструирования содержания естествознания было положено начало этим утверждением А.Я. Герда? Выскажите ваше мнение о его целесообразности или нецелесообразности. Докажите это мнение.

 

Задание IV. Составьте письменно схему развития одного естественнонаучного понятия по окружающему миру. Работу продолжаем в печатном виде.

Методические рекомендации к выполнению задания IV.

Повторите в учебнике материал о том, какие естественнонаучные понятия изучают школьники. Выберите одно из них и сформулируйте ответ по пунктам.

 

Дополнительный материал к повторению.

Но что же такое понятие?

Понятие категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая Советская Энцикло­педия дает следующее определение этой категории: «Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности спе­цифическим для них признакам». В педагогике понятие — это «форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения са­мого этого класса по определенной совокупности общих для пред­метов этого класса отличительных признаков». Философия, логи­ка, психология формулируют определение понятия иначе, но все они сходятся в том, что понятие — это обобщенное знание, отража­ющее существенные свойства предметов и явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: