Выполните задания по инструкции
Инструкционная карта занятия
Составление схемы развития одного из понятий
Цель: отработать практические умения составлять схему развития естественнонаучного понятия по окружающему миру.
Ход занятия
Внимательно прочитайте и выполните задания по инструкции.
Предварительно повторите материал лекции по теме.
Развитие понятий
Процесс развития понятий, как и на этапе образования, может идти стихийно или под чьим-то руководством. В данном случае нас интересует, как под руководством учителя идет процесс развития понятий у учащихся.
Но что же такое само развитие?
Оно рассматривается наукой как процесс закономерного изменения чего-либо, переход из одного качественного состояния в другое — новое и более качественное, более совершенное состояние. Происходит движение (изменение) состояния от простого к сложному, от низшего к высшему. Такое толкование и является определяющим и к рассмотрению вопроса о развитии понятий. В соответствии с ним развитие понятий надо рассматривать как их движение от элементарных, первоначальных знаний — к более сложным по объему, как переход на более высокий качественный уровень. Словом, понятие в процессе обучения должно обогащаться новыми качественными характеристиками. Но это не должен быть процесс механического накопления каких-либо характеристик. Обогащая первоначальные характеристики понятия, новые сливаются с ними и образуют иное качество, более высокое и богатое, чем первоначальное.
|
|
Обязательно ли надо руководить процессом развития понятий? Какова роль учителя в этом процессе? В чем заключается здесь инструмент его деятельности?
Как и образованием понятий, развитием понятий тоже необходимо руководить. Без руководства извне понятия могут так и остаться на уровне элементарных, а весь запас знаний человека будет представлять собой некий набор разрозненных, хаотичных истин.
Важным этапом в развитии понятий является, как и при их первоначальном формировании, повторение знаний, выяснение, оживление имеющегося опыта. При этом психологами (С. Л. Рубинштейн) доказано, что наиболее эффективным для развития понятий является повторение, которое проводится не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время, через 2—3 дня. Важно также, чтобы повторение было более углубленным осмыслением и даже переосмыслением изученного, установлением новых ассоциативных связей. Следовательно, развитию понятий практически не будет способствовать повторение, представляющее собой многократное зазубривание уже известных учащимся определений.
|
|
Как правило, обогащение новыми характеристиками уже имеющихся понятий идет на этапе формирования новых знаний. Чтобы новые характеристики не оказались изолированными, важно и на этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним. Иногда необходимо такое обращение к учебному материалу прошлых лет. Например, усвоение в IV классе понятия «Лес — природное сообщество» требует воспроизведения знаний о разнообразии и строении растений, их изменении по временам года, полученных в I, II и III классах. Это, в свою очередь, обогатит названное выше понятие, а изученное ранее не просто будет механически воспроизведено, а включено в определенную систему знаний на ином, более высоком уровне. Между тем, усвоение каждой новой характеристики понятия проходит те же этапы, что и образование первоначального понятия. Но теперь эта новая характеристика связывается с уже известными. При этом важно применять систему все усложняющихся вопросов и заданий. Развитию понятий, их более глубокому пониманию способствуют разнообразные упражнения и практические работы, где знания проверяются в практической деятельности, идет их применение на практике.
Развитие понятий сопровождается обогащением словарного запаса учащихся.
Таким образом, развитие понятий — это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществляется через систему повторения и практикования знаний, применением все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логических связей между отдельными усвоенными понятиями.
Задание I. Какой процесс отражён в следующей схеме:
Перенос пыльцы на рыльце пестика → в природе чаще встречается перекрёстное → осуществляется ветром, насекомыми → играет важную роль в жизни растения. Почему вы так решили?
Задание II. Методическая задача. Для формирования понятия «горизонт» учительница вывела детей на открытое место, показала горизонт и линию горизонта, а в классе была прочитана статья в учебнике «Горизонт. Линия горизонта». Оцените действия учителя. Насколько правомерно использована методика? Следовали ли применить другие приёмы или нет? Аргументируйте своё мнение.
Задание Ш. Методическая задача. В книге «Предметные уроки в начальной школе» А.Я. Герд писал: «… отдельным естественным наукам – зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. – в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире».
Какому современному принципу отбора и конструирования содержания естествознания было положено начало этим утверждением А.Я. Герда? Выскажите ваше мнение о его целесообразности или нецелесообразности. Докажите это мнение.
Задание IV. Составьте письменно схему развития одного естественнонаучного понятия по окружающему миру. Работу продолжаем в печатном виде.
Методические рекомендации к выполнению задания IV.
Повторите в учебнике материал о том, какие естественнонаучные понятия изучают школьники. Выберите одно из них и сформулируйте ответ по пунктам.
Дополнительный материал к повторению.
Но что же такое понятие?
Понятие — категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение этой категории: «Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам». В педагогике понятие — это «форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков». Философия, логика, психология формулируют определение понятия иначе, но все они сходятся в том, что понятие — это обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов и явлений.
|
|