Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения понятий.
Понятие | Культура | Цивилизация |
Определение |
... — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
... — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Задание 2. Допишите недостающие понятия.
• Культура имеет проявления в двух сферах жизни человечества:
|
|
материальной;
…………………………...
• В соответствии с периодами исторического развития выделяют цивилизации:
…………………………….;
средневековые;
…………………………..
• В соответствии со спецификой развития различают цивилизации:
……………………………….;
……………………………….;
смешанные.
• В соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:
первичные (государство является политико-религиозной организацией);
……………………………….
• В соответствии с уровнем экономического развития выделяют цивилизации:
………………………..;
индустриальные;
…………………………...
• В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:
………………………….;
экономическую;
………………………….;
культурную.
• Доиндустриальными цивилизациями считаются:
Древняя Индия;
………………..............;
государства мусульманского Востока;
…………………………;
………………………….;
цивилизации Средневековья.
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.
• Культура предстает как природа естественная, стоящая над сотворенной человеком так называемой второй природой.
• Достоинством цивилизационного подхода является обращение к социально-экономическим факторам развития, которые, несомненно, оказывали значительное воздействие на общество.
• Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта, в то время как цивилизация— выражение и результат самоопределения воли народа и индивида (культурный человек).
|
|
• Под глобализацией мирового сообщества понимается процесс обособления народов.
Задание 4. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказывания сделайте вывод о значении культуры в развитии человечества.
Из «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — собрания высказываний Конфуция, составленного его учениками:
«Учитель говорил:
— Если естество в человеке одолеет культуру — получится дикарь. Если культура одолеет естество — получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать достойным мужем».
Задание 5. Перед вами две точки зрения на проблему взаимодействия цивилизаций. Охарактеризуйте каждую из них. Используя примеры из истории и современности, приведите доводы в пользу той и другой точки зрения.
Н.Я.Данилевский: «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или ему современных цивилизаций».
В.С.Соловьев: «Помимо того внешнего влияния или воздействия, которое допускается Данилевским, повсюду и всегда самые образующие духовные начала воспринимались друг от друга народами самых различных племен и культурно-исторических типов... человечеству, как единому и солидарному целому, дано или задано одно общее дело, в котором различные народы и группы народов участвуют в различной мере, вырабатывая на своей национальной почве образовательные начала с более или менее широким общечеловеческим значением и передавая эти всемирно-исторические начала и идеи другим народам и группам народов не для "почвенного удобрения" их национальных культур, а для дальнейшего развития и осуществления самих этих начал в их человеческом содержании»
Задание 6. Как вы понимаете следующее высказывание? На его основе определите отличие понятий «цивилизация» и «цивилизованность».
«Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствуют люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности полноценно участвовать в производительном труде, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми социальными благами. В их числе люди пожилого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а также физически неполноценные».