Культура и цивилизация

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения поня­тий.

Понятие Культура Цивилизация
Определение    

... — это совокупность достижений человечества в материаль­ной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупность отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе.

... — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным дей­ствиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Задание 2. Допишите недостающие понятия.

• Культура имеет проявления в двух сферах жизни человече­ства:

материальной;

…………………………...

• В соответствии с периодами исторического развития выделя­ют цивилизации:

…………………………….;

средневековые;

…………………………..

• В соответствии со спецификой развития различают цивилиза­ции:

……………………………….;

……………………………….;

смешанные.

• В соответствии с уровнем организации государственно-поли­тических институтов цивилизации делят на:

первичные (государство является политико-религиозной орга­низацией);

……………………………….

• В соответствии с уровнем экономического развития выделя­ют цивилизации:

    ………………………..;

индустриальные;

…………………………...

• В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:

………………………….;

экономическую;

………………………….;

культурную.

• Доиндустриальными цивилизациями считаются:

Древняя Индия;

………………..............;

государства мусульманского Востока;

…………………………;

………………………….;

цивилизации Средневековья.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.

• Культура предстает как природа естественная, стоящая над сотворенной человеком так называемой второй природой.

• Достоинством цивилизационного подхода является обра­щение к социально-экономическим факторам развития, кото­рые, несомненно, оказывали значительное воздействие на об­щество.

• Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это совокупность достижений техники и связан­ного с ними комфорта, в то время как цивилизация— выражение и результат самоопределения воли народа и индивида (культур­ный человек).

• Под глобализацией мирового сообщества понимается про­цесс обособления народов.

Задание 4. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказы­вания сделайте вывод о значении культуры в развитии челове­чества.

Из «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — собрания выска­зываний Конфуция, составленного его учениками:

«Учитель говорил:

— Если естество в человеке одолеет культуру — получится ди­карь. Если культура одолеет естество — получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать до­стойным мужем».

Задание 5. Перед вами две точки зрения на проблему взаимо­действия цивилизаций. Охарактеризуйте каждую из них. Исполь­зуя примеры из истории и современности, приведите доводы в пользу той и другой точки зрения.

Н.Я.Данилевский: «Начала цивилизации одного культурно-ис­торического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влия­нии чуждых, ему предшествующих или ему современных цивили­заций».

В.С.Соловьев: «Помимо того внешнего влияния или воздей­ствия, которое допускается Данилевским, повсюду и всегда са­мые образующие духовные начала воспринимались друг от друга народами самых различных племен и культурно-исторических ти­пов... человечеству, как единому и солидарному целому, дано или задано одно общее дело, в котором различные народы и группы народов участвуют в различной мере, вырабатывая на своей на­циональной почве образовательные начала с более или менее широким общечеловеческим значением и передавая эти всемир­но-исторические начала и идеи другим народам и группам наро­дов не для "почвенного удобрения" их национальных культур, а для дальнейшего развития и осуществления самих этих начал в их человеческом содержании»

Задание 6. Как вы понимаете следующее высказывание? На его основе определите отличие понятий «цивилизация» и «цивилизо­ванность».

«Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствуют люди, не имею­щие по тем или иным причинам возможности полноценно уча­ствовать в производительном труде, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми социальными благами. В их числе люди пожи­лого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а так­же физически неполноценные».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: