Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Антропогенез — это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции.
Экзогамия — становление человека.
Язык — становление общества.
Социогенез — брачные связи внутри группы особей.
Эндогамия — брачные связи вне данного человеческого стада.
Неолитическая революция — представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от животного.
Тотемизм — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.
Человек — это переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Социологизаторская концепция — это теория, которая утверждает первичность биологических начал в человеке.
Биологизаторская концепция — это теория, которая абсолютизирует социальное начало в человеке.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
|
|
• Антропосоциогенез объединяет два процесса:
антропогенез — становление человека;
…………………………...
• Брачные связи в зависимости от того, осуществляются они внутри группы особей или вне нее, называются:
эндогамия;
…………………………...
• Концепции, рассматривающие первичность либо биологических, либо социальных начал в человеке, носят название:
биологизаторская;
………………………...
• Биологизаторскими концепциями являются:
………………………….;
фашизм;
……………………………..
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.
• Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.
• Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.
• Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления.
• Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей.
• С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.
• Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.
• Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно.
Задание 4. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они считают наиболее значимыми? К какой концепции — биологизатор- ской или социологизаторской — можно отнести каждое из высказываний? Чем человек отличается от животных?
|
|
Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
• Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
М. Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».
И. Кант: «Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей».
Э. Межелайтис: «Стать человеком — большая работа».
• Г.Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».
А. С. Макаренко: «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять... везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».
В. А. Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог — только тогда можно стать настоящим человеком».
И. Гёте: «Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами».
К. Г. Паустовский: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — ЧЕЛОВЕК».
Ч.Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».
У. Хэзлитт: «Человек — единственное животное на свете, способное смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только человеку дано видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть».
Новалис: «Человеком стать — это искусство».
Задание 5. Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, состоит отличие человека от животных? Какие факторы влияют на становление мышления человека? Почему автор полагает, что процесс становления мышления нельзя считать законченным?
Хосе Ортега-и-Гассет: «Давайте на миг допустим (для лучшего понимания), что именно мышление — отличительная черта человека. Вспомним: человек — "разумное животное". Другими словами, быть человеком, как учит гениальный Декарт, — значит быть мыслящей вещью. Тогда неизбежен вывод: человек, раз и навсегда наделенный мышлением, бесспорно, владеет им как неотъемлемым, врожденным качеством, т.е. он уверен, что он — человек, как рыба уверена, что она — рыба. Но это — глубочайшее заблуждение. Человек никогда не уверен, что способен мыслить правильно (настоящая мысль всегда адекватна). Повторяю, он всегда сомневается в своей правоте, в адекватности своего мышления. Вот почему можно со всей категоричностью утверждать, что в отличие от всех прочих существ человек никогда не убежден и не может быть убежден, что он человек (так же как тигр не сомневается, что он — тигр, а рыба уверена, что она — рыба).
Итак, мышление не было даровано человеку. Истина (которую я, не имея возможности вполне обосновать, только лишь констатирую) в том, что мышление создавалось постепенно, мало-по- малу, формировалось благодаря воспитанию, культуре, упорным упражнениям, дисциплине, одним словом, ценой неимоверных усилий, проделанных на протяжении тысячелетий. Больше того, ни в коем случае нельзя считать эту созидательную работу законченной».