Становление государства и права Арабского Халифата

Тема 11.Государство и право средневекового Востока

 

Особенности развития средневекового Китая. Характеристика его государственного и социального строя. Право феодального Китая.

Становление и развитие феодального государства в Японии. Специфика социальной структуры. Японское право, его важнейшие отрасли и источники.

Становление государства и права Арабского Халифата.

 

1. Особенности развития средневекового Китая. Характеристика его государственного и социального строя. Право феодального Китая.

Распад империи Хань в III в. знаменовал собой начало новой эпохи развития средневекового Китая.

Уже в первых веках новой эры в Китае окончательно утвердились феодальные отношения. Утвердилась крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Условно период средневекового развития Китая можно подразделить на три этапа:

• раннефеодальное государство в Китае (III-VIII вв.);

• централизованная средневековая феодальная империя (VIII-XVI вв.);

• позднефеодальное государство в Китае (XVIII-XIX вв.).

В период правления династии Цзинь (III—V вв.) получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время «системой равных полей». Стало расширяться и церковное землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации.

Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, вследствие которых в 618 г. взошла на престол новая правящая династия - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

Во главе сложного, довольно строго организованного государственного строя на всех этапах существования китайского средневекового государства был легитимный обожествленный император - «сын Неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права.

При императоре действовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера:

 - левый (старший)

- правый (младший),

зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находились традиционные для Китая шесть ведомств (министерств).

Старшему канцлеру подчинялись:

• ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

• ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственности;

• ведомство финансов, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении младшего канцлера находились:

• военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

• ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

• ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты:

- одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами),

- две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе.

Самой крупной административо-территориальной единицей империи с древних времен была провинция.

Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды.

На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

• военная;

административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении, - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство осуществлялось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.

Высшую ступень иерархической судебной лестницы в XIV-XV вв. занимал сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей находился выборный старейшина деревни.

В основном судебные дела решались в уездных управах - ямынях.

 

В общественном строе средневекового Китая выделялись три сословия:

- благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные граждане, освобожденные от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. В средневековом Китае выделялось девять рангов чиновников, сдававших раз в три года экзамен на получение ученой степени; богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почетных званий и ученых степеней. Иногда должность можно было получить в дар;

- добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

- дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен, хотя и чрезвычайно усложнен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: