Право феодального Китая

Среди источников права средневекового Китая следует специально выделить получившие широкое распространение кодексы. Одним из первых в их ряду был Кодекс Танской династии, составленный в VIIв. и вобравший в себя преимущественно уголовно-наказательные нормы - люй.

Затем, в 963 г., при династии Сун было составлено якобы «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», которое, однако, практически повторяло Танский кодекс.

В XI в. увидел свет «Свод законов из 900 статей», подвергший классификации накопившиеся к тому времени законы.

«Свод законов всекитайской династии Мин» был составлен к концу XIV в. В целом он воспроизводил положения большинства имевшихся на то время кодексов.

В период правления маньчжуров (династия Цин) был составлен новый кодекс - «Татзин-люли»,датированный 1648 г. Однако и он представлял собой компиляцию из предыдущих кодификаций средневекового китайского права, что, впрочем, не препятствовало его применению вплоть до Синьхайской революции 1911 г., свергнувшей династию Цин.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались на принципах конфуцианской морали. Основными формами собственности в праве Китая были:

- государственная

- частная собственность.

Особый вид собственности представляла церковная (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).

Общинное землевладение было отменено в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и под общинные кладбища.

Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

• при закладе земли залогодатель длительное время не утрачивал права собственности на заложенную землю, сохраняя право ее выкупа после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды, с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была предлагаться сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

• при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи.

Китайское право отличало от договора займа договор ссуды -передачу в пользование определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

Договор купли-продаж и занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Отсутствие купчей наказывалось битьем палками.

Наследование имело характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14-15 лет для женщин.

Браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию, запрещались.

Запрещалась полигамия: второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. Но у мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Широко практиковался обычай помолвки еще не родившихся детей.

Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не имел священного, нерасторжимого характера.

Муж мог требовать развода в случаях: бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др.

Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианствавозобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы же утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

При вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол»:

• первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора - заговор о мятеже против государя, непокорность и измена;

• четвертой - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесены убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

• шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены: кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

• седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

Судебный процесс в средневековом Китае носил преимущественно инквизиционный характер.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиск преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Соответственно инквизиционному характеру процесса судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться его признания.

Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к истцу, чтобы уличить его в ложном обвинении. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: