Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства

Развитие хозяйственного комплекса невозможно без транспортных коммуникаций. Величина транспортных затрат в обшей стоимости продукции влияет на размещение пред­приятий (табл. 1). В свою очередь населенные пункты тяготеют к транспортным путям ра­ди экономии времени.

Транспортный комплекс – важная составная часть экономики Луганщины (рис. 3), так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Географическое положение, история заселения и формирования хозяйства края способст­вовали развитию экономических связей со всеми сопредельными территориями.

Транспортный комплекс Луганщины объединяет такие универсальные виды транс­порта, как железнодорожный и автомобильный, выполняющих перевозки как грузов, так и пассажиров, трубопроводный и авиационный (до 2014 г.), а также электротранспорт.

Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы Луганского региона, исходя из технико-экономических, географических, истори­ческих особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Таблица 1

Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности

Характеристики

Влияние транспорта

Решающее Существенное Незначительное
Доля транспортных расходов 30 - 35 % 10-25% 3 - 5 %
Тяготение к сырью Сильное Ориентация как на сырье, так и на потребителя Слабое, ориентация на потребителя
Отрасли промышленности Черная и цветная металлургия, основная химия Молочная, мясная Точное машиностроение, легкая промышленность

Автомобильный транспорт - важная составляющая транспортной системы Луган­щины, которая обеспечивает жизнедеятельность общества в производственной и непроиз­водственной сфере.

Рис. 3. Транспортные пути сообщения Луганщины

Автомобильный транспорт Луганщины представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности - перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния.

Автомобильные транспортные средства (подвижной состав) классифицируются по назначению дорожных регламентации и конструктивным признакам (рис. 4)

Рис. 4. Классификация автомобильных транспортных средств

Для характеристики уровня развития транспортной инфраструктуры региона используют такой показатель, как плотность автомобильных дорог с твердым покрытием.

Рис. 5. Длинна транспортных путей сообщения Луганщины

До 2014 года сеть автомобильных дорог Луганщины была равна 26,7 тыс. км (рис. 5), по этому показателю Луганщина опережала Донетчину (26,5 тыс. км) и Львовскую область (21,8 тыс. км), Из них 954,7 км – государственного, 1211 км – областного, 3470,2 км – местного значения. Протяженность автодорог с твердым покрытием составляла 5,8 тыс. км, что почти в 2 раза меньше протяженности автодорог Харьковской области (9,4 тыс. км). К основным недостаткам можно было отнести качество дорожного покрытия (разрушение покрытия, ямы и выбоины на дорогах, загрязнения), недостаточное количе­ство оборудованных стоянок, наличие «диких» съездов и т. п.

По территории Луганщины проходят автомобильные дороги:

■ международного значения: Дебальцево – Ростов-на-Дону (М-04) (566,9 км; часть, европейского маршрута Е40 Калле (Бельгия) – Риддер (Казахстан)), Киев – Харьков – п.п. Должанское (М-03) (858,9 км; часть европейского маршрута Е-50 Брест (Франция) – Махачкала (РФ);

■ национального значения: Старобельск – Луганск – Красный Луч – Макеевка – Донецк (Н-21) (206,8 км);

■ регионального значения: Луганск – Лисичанск – Купянск, Луганск – Старобельск – Валуйки, Луганск – Миллерово, Купянск – Сватово – Старобельск – Меловое, Купянск – Сватово – Луганск.

Рис. 6. Грузооборот по видам транспорта в Луганщине (1990 – 2012 гг.)

Грузооборот автомобильным транспортом по территории Луганщины имеет немало­важное значение (рис. 6-7). В период с 2008 по 2011 гг. грузооборот увеличился на 315,1 млн. т/км. В 2012 г. наблюдается спад грузооборота на 714,1 млн. т/км. В 2013 г. грузообо­рот увеличился на 833,7 млн. т/км. Из-за военно-политических событий на Луганщины в 2014 г. динамика внешней торговли оказывала сильное влияние на грузооборот. По срав­нению с 2013 г. грузооборот уменьшился почти в 2 раза.

Анализируя доступные данные с 1995 по 2015 гг. можно отметить, что в 1996 г. пока­затель перевезенных пассажиров автомобильным транспортом увеличился на 1294 тыс. пасс, (рис. 8). В 1997 г. этот показатель сократился в 1,5 раза (на 38445,5 тыс. пасс). Тен­денция снижения прослеживается до 2000 г. (на 26417,1 тыс. пасс). Резкий скачок в пере-возке пассажиров приходится на 2002 г. По сравнению с 2001 в 2002 гг. он увеличился в 1,5 раза. В 2003 г. наблюдается спад, а в 2004 г. показатель перевезенных грузов увеличи­вается. В период с 2005 по 2008 гг. количество переведенных пассажиров с каждым годом растет. Разница составила 61053,8 тыс. пасс. В 2008 г. прослеживается тенденция повыше­ния перевезенных пассажиров автомобильным транспортом на Луганщине. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. показатель перевезенных пассажиров снизился на 71026,1 тыс. пасс.

Рис. 7. Перевозка грузов по видам транспорта в Луганщине (1990 – 2012 гг.)

Рис. 8. Пассажирооборот в Луганщине (1990 – 2012 гг.)

Значительное снижение наблюдается и в период с 2009 по 2010 гг. – показатели пере­везенных пассажиров уменьшились почти в 1,5 раза. Это повлияло и на пассажирооборот. В период с 2012 по 2013 гг. показатели пе­ревезенных пассажиров практически не меня­лись – их разница составляет всего 143,6 тыс. пасс. Но, в пассажирообороте показатель 2013 г. увеличился на 135 млн. пасс/км по сравнению с 2012 г.

В связи с военным конфликтом на Луганщине, большая часть автомобильных дорог была в критическом состоянии, около 6 мостов были разрушены, что повлекло за собой снижение пассажирских перевозок в 2013-2014 гг. Перевозка пассажиров снизилась на 2,7 раза – с 121809,5 до 44293,2 тыс. пасс. Разница в пассажирообороте за 2013-2014 гг. со­ставляет 1157,6 млн. пасс/км.

Рис. 9. Автовокзал г. Луганска

Рис. 10. Автовокзал г. Луганска после обстрела 14 июля 2014 г.

Кроме перевозки грузов и пассажиров, автомобильный транспорт (рис. 9-10) выпол­няет много второстепенных функций: обеспечивает работу скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов общественного правопорядка, и т. п. Автотранспорт играет важную роль в обслуживании АПК и доставке грузов и пассажиров в труднодоступные районы. В перевозках грузов важность приобретает специальный автомобильный транс­порт – контейнерный, рефрижераторный и другие.

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажи­ров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги (рис. 11)

Рис. 11. Железнодорожный вокзал г. Луганска

Это основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий связи между регио­нами, связи административного центра Луганщины с ее окраинами. Он особенно важен для дальних перевозок тяжелых грузов – металлов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и др. По величине грузооборота железные дороги занимают второе место, хо­тя объем железнодорожных перевозок за 1990-е годы упал почти наполовину.

Железнодорожный транспорт Луганщины представлен Луганской дирекцией желез­нодорожных перевозок Донецкой железной дороги.

Луганщина имеет одну из самых густых сетей железных дорог по сравнению с други­ми регионами Украины. По официальным данным Госкомстата плотность железных дорог общего пользования на 2013 г. Луганщины составила 41 км на 1000 км2, это больше чем в среднем по Украине. Площадь железных дорог равна 26,7 тыс. км, по этому показателю Луганщина опережает почти в 2 раза Ивано-Франковскую и Львовскую области. Общая протяжённость железных дорог – 1092 км (рис. 5), что составляет 5% от общей протяжён­ности железных дорог Украины.

Развернутая длинна путей – 2009 км. Общая длина подъездных путей предприятий и организаций – 2320 км. По эксплуатационной длине железных дорог Луганский край за­нимал 6 место в Украине, наличию дорог с твердым покрытием – 16 место.

Значение железнодорожного комплекса для социально-экономическо­го развития Луганщины определяется, прежде всего, его технико-экономическими возможностями. Железнодорожный транспорт по данным Госкомстата за 2014 г. Луганщина занимала 2 место в грузовых перевозках (4534,2 тыс. т, 39%) и грузообороте (419,2 млн. т/км, 25%) после автомобильного (рис. 6-7) По перевозке пассажиров занимала 3 место (4288,0 тыс. пасс, 6 %) после автомобильного и троллейбусного транспорта. По пассажирообороту также занимала 2 место (213,4 млн. пасс/км, 23%) после автомобильного.

Данный вид транспорта выгоден для перевозки груза и пассажиров на дальние рас­стояния. В регионе насчитывается 5 локомотивных и 2 вагонных депо, 6 дистанций пути, 52-е железнодорожные станции.

По территории области проходят важнейшие железные дороги: Луганск – Киев; Лу­ганск – Москва, Харьков – Волгоград, Купянск – Дебальцево, Ровеньки – Лихая; Дебаль­цево – Луганск, Миллерово – Луганск, Луганск – Ясиноватая. Узловые станции дирекции: Луганск, Лутугино, Родаково, Сентяновка, Коммунарск, Попасная, Лисичанск, Кондра­шевская Новая и др. Крупнейшие железнодорожные узлы:Луганск, Попасная, Родаково.

Согласно данным Госкомстата, с 1995 по 1996 гг. в Луганщине наблюдается отрица­тельная динамика в перевозке грузов железнодорожным транспортом. Так, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. этот показатель снизился на 6100,0 тыс. т. Однако, с 1997 г. по 2007 гг. наблюдается повышение грузооборота железнодорожным транспортом. Показатель увеличился на 13 558,2 тыс. т.

Экономический кризис в 2008-2009 гг. повлиял на динамику перевозки грузов желез­нодорожным транспортом. Максимальный показатель перевезенных грузов в период с 2008 по 2014 гг. приходится на 2008 г. – 27385,5 тыс. т. Железнодорожным транспортом за 2012 г. перевезено 19644,8 тыс. т грузов, что на 25,4% меньше объема перевозок в 2011 г.

Отправка нефти и нефтепродуктов уменьшилась в 4,3 раза, лесных грузов – в 2,4 раза, строительных материалов – на 33,9 %, каменного угля – на 28,6 %, лома черных металлов – на 23,0%, черных металлов – на 6,7%. Одновременно перевозки цемента увеличились в 4,3 раза, зерна и продуктов перемола – в 3,2 раза, кокса – в 1,6 раза, химических и мине­ральных удобрений – на 21,8%.

В целом в 2014 г. объем перевезенных грузов уменьшился на 13211,4 тыс. т почти в 4 раза. Такому низкому показателю в перевозке грузов и грузообороте способствовали военные действия на территории Луганщины. Большинству предприятий пришлось при­остановить свою работу. Были разорваны линии электропередач и некоторые участки ж/д были непригодны для осуществления поездок (особенно в направлении Украины) – поэто­му уменьшился объем перевезенных грузов.

Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов. На до­лю воздушного транспорта приходится примерно 40,0% объема пассажирских перевозок в междугородном сообщении.

На Луганщине были построены два аэропорта: международный в Луганске и Северо­донецке, который имел местное значение. Луганский аэропорт в перспективе мог бы стать восточными воздушными «воротами» Украины в страны Центральной, Восточной и Юж­ной Азии.

Одним из приоритетных и первоочередных инвестиционных проектов для региона являлось обеспечение функциональной деятельности, развития и модернизации Междуна­родного аэропорта «Луганск». Этот проект рассматривался как часть интеграции Луган­ского края ко всемирному экономическому содружеству, которая бы способствовала реа­лизации перспективных и взаимовыгодных проектов. В 2013 г. из Луганска курсировали регулярные рейсы в Киев и Москву авиакомпаний Utair и Utair-Украина, чартерные рейсы выполнялись в Анталью авиакомпанией МАУ и в Салоники греческой авиакомпанией Astra Airlines.

Международный аэропорт «Луганск» по итогам работы в 2012 г. осуществил прием (выпуск) 982 воздушных судов, из них 443 – международных, что на 83 больше, чем в 2011 г. Темпы роста составляли 109,2%. Предприятие осуществило отправку 24166 пас­сажиров (9135 – внутренних – 37% от всех отправленных пассажиров и 15031 – междуна­родных, соответственно 62,2%), что на 660 пассажиров больше, чем в 2011г. Темп роста составляли 102%. Доходы предприятия в 2012 г. увеличились по сравнению с 2011 г. на 2,0%. При этом сумма расходов в 2012 г. увеличилась на 5,4% в сравнении с 2011 г.

С апреля 2014 г., по экономическим причинам, регулярных рейсов в аэропорту не осуществляется. С мая 2014 г. из-за боевых действий работа «Луганского» аэропорта при­остановлена, воздушное пространство закрыто для полётов гражданской авиации распоряжением Государственной авиаслужбы Украины. Это существенно препятствует привлечению для работы в регионе авиакомпаний и развития авиаперевозок. Летом 2014 года в ходе военных действий аэропорт был полностью уничтожен (рис. 12).

Рис. 12. Луганский аэропорт до и после лета 2014 года

Трубопроводный транспорт Луганщины носит транзитный характер и включает нефте- и газопроводы. Трубопроводы являются специализированным (не универсальным) видом транспорта, что также благоприятно сказывается на экономических показателях его работы. Себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в 2-3 раза ниже себестоимости соответствующих железнодорожных перевозок.

С севера на юг территорию Луганщины пересекает магистральный газопровод Став­рополь-Москва. В северной части Луганщины, через Новопсков, проходит участок газо­провода «Союз» из Оренбурга (Россия) в страны Восточной Европы. Из Самары (По­волжье, Россия) до Лисичанска (67 км) построен нефтепровод, который, в свою очередь, соединен продуктопроводами с Луганском, а также промышленными центрами Донетчи­ны.

Речной транспорт при благоприятных природно-географических условиях (наличие судоходной реки) играет заметную роль во внутрирайонных и межрайонных перевозках. Преимущество речного транспорта заключается в том, что он использует естественные пути, на обустройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на строитель­ство железных дорог. Стоимость перевозок грузов по рекам ниже, чем по железным доро­гам, а производительность труда на 35% выше.

Речной является самым старым видом транспорта Луганщины. В структуре транс­портного комплекса Луганщины он занимает последнее место. Судоходной рекой в нашем регионе является река Северский Донец. Северский Донец судоходен от г. Счастья до рос­сийского г. Донецка (Ростовская область) (222 км от устья).

В конце XIX – начале XX вв. предпринималось ряд попыток возродить судоходство, в частности ради возможности водной транспортировки полезных ископаемых Донбасса (в частности Луганщины). Стоит отметить недолгое существование в административном центре Луганщины речного трамвайчика. Спустя год после пуска первого трамвая, на реке Лугань 1 сентября 1935 г. был пущен речной трамвай – небольшой катер на 22 пассажира. Однако популярностью у жителей Луганска он не пользовался, а поэтому в 1936 г. его движение не возобновилось.

В 1962-1963 гг. была предпринята попытка воссоздать движение речного трамвая на Лугани. Однако, эта попытка не материализовалась.

К 2006 году судоходство на Северском Донце имеет небольшие объёмы, шлюзы тре-буют капитального ремонта.

Городской электротранспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода, перевозя пассажиров к местам работы, отдыха и т. д., а также грузы, необходимые для жизнедеятельности людей.

Электротранспорт вид транспорта, использующий в качестве источника энергии электричество, а в качестве привода – тяговый электродвигатель. Его основными преиму­ществами перед транспортом с двигателями внешнего или внутреннего сгорания являются более высокая производительность и экологичность.

Основными средствами городского пассажирского электротранспорта являются трам­ваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, применяются так же монорельсы, фуни­кулеры и пр.

Городская транспортная сеть электротранспорта Луганщины состоит из маршрутных сетей отдельных видов пассажирского транспорта общего пользования – трамвая и трол­лейбуса. Городской электротранспорт (трамвай, троллейбус) получил свое развитие в 7 городах региона: Северодонецке, Алчевске, Лисичанске, Антраците, Краснодоне, Луганске и Стаханове (в Стаханове существовал до 2013 года).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ:

1. Какие есть виды транспорта и какую они выполняют роль в хозяйстве любого ре­гиона?

2. Что означают понятия «грузооборот», «пассажирооборот»?

3. Какой вид транспорта является наиболее дешевым? Какой вид транспорта является наиболее быстрым для перевозки грузов? Какой вид транспорта является наиболее экологи­чески чистым?

4. Под влиянием, каких факторов происходит развитие различных видов транспорта?

5. Какими показателями измеряется работа транспорта?

6. Назовите и охарактеризуйте основные общественно-географические предпосылки формирования и развития транспортной системы Луганщины.

7. Какие вилы транспорта развиты в Луганщине? Какие существуют проблемы разви­тия транспортного комплекса Луганщины?

8. На контурной карте Луганщины нанесите важнейшие транспортные магистрали, которые проходят по территории Луганщины.

9. Какие меры, по Вашему мнению, необходимо принять правительству и местным органам власти для улучшения транспортного сообщения в нашем регионе?

10. Различается ли густа транспортной сети в сельской и городской местности нашего края? Как Вы думаете, почему?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: