Глава 16. Государственное управление системой противодействия теневой экономике

Легализация теневой экономики предполагает переход её на легальное положение, то есть узаконение её функционирования в соответствии с действующими законодательными нормами; официальное разрешение ранее запрещённой законодательством чьей-либо деятельности.

Главная цель легализации теневой экономики – вывод из тени неформальных теневых экономических отношений, не представляющих реальную угрозу жизни, здоровью и безопасности людей, а также сложившимся морально-этическим нормам. Процесс детеневизации экономической деятельности предполагает разработку и легализацию системы мер по предупреждению возникновения и развития теневых экономических процессов, выявлению, учёту и пресечению правонарушений в сфере теневой экономической деятельности, реализации ответственности за такие правонарушения, по осуществлению мониторинга и контроля реализации указанных мер.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, ведётся борьба только с отдельными её проявлениями, мероприятия проводятся без учёта региональной специфики. Очевидно, что сокращение объёма теневого оборота, хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно замедлить экономический рост.

Требуется оказание избирательных регулирующих воздействий на хозяйствующие субъекты. Важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Поднятая проблема государственного противодействия теневой экономической деятельности (ТЭД) вызывает необходимость проанализировать имеющие подходы к становлению концептуальных основ государственной системы противодействия ТЭД субъектов МП и рассмотреть экономическую политику государства по отношению к теневой экономической деятельности. Экономическая политика государства по отношению к теневой экономике.

Под экономической политикой государства необходимо понимать деятельность органов исполнительной и государственной власти, определяемую стратегическими и тактическими целями и интересами государства в экономической сфере. Подобную трактовку экономической политики государства дают и современные учёные, понимая под данным термином «проводимую государством, правительством генеральную линию действий, систему мер в области управления экономикой, придание определённой направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны».

Процессу формирования экономической политики государства в отношении ТЭД присущи основные функции, которым соответствуют цели и задачи. Репрессивная стратегия присуща странам с авторитарной системой управления, особенностью которой является жёсткая регламентация формальных норм и правил и неприемлемость либеральных подходов (Советский Союз). А радикально-либеральная система присуща странам с переходной экономикой. К менее известным следует отнести стратегию элиминирования теневых экономических отношений. Такая стратегия в наибольшей степени адекватно отражает и учитывает все реалии и особенности сложной многогранной системы теневых экономических отношений.

Вместе с тем именно этот тип стратегии в наибольшей степени отвечает сложившимся условиям и особенностям теневой экономики в Российской Федерации. При разработке системы государственного противодействия ТЭД придерживается стратегии элиминирования теневых экономических отношений, основанной на регулирующем воздействии государства, ориентированном на максимально возможное устранение ТЭД на основе комплексного подхода к решению проблемы – сбалансированного использования методов, механизмов и инструментов как легализации, так и противодействия ТЭД, что ещё раз подчёркивает двойственность ТЭД, характеризующуюся как негативными последствиями, так и позитивными. При этом эффективность государственного противодействия ТЭД напрямую связана с применяемой моделью противодействия.

Одной из главных целей трансформации экономических отношений в России является создание инновационной экономики, в основе которой лежит предпринимательство. Глубокий кризис экономики России привел её в середине 1990-х гг. к тотальной коррупции и криминализации, что напрямую повлияло на становление и развитие предпринимательства, особенно на представителей малого бизнеса, и углубило такое негативное экономическое явление, как теневая экономика. Для сглаживания неадекватных экономических и правовых условий субъекты бизнеса периодически вынуждены осуществлять свою деятельность с использованием коррупционных связей и теневых отношений. В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема коррупции и теневой экономики, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика, с одной стороны, а бюрократия и коррупция – с другой, это органично связанные между собой явления. Уровень теневой экономики всегда прямо пропорционален уровню коррупции, существующих в обществе.

Теневая экономика представляет интерес как объект исследования с точки зрения своего влияния на предпринимательскую деятельность: производство товаров и услуг; деформирование и распределение дохода; инвестирование; создание дополнительных рабочих мест. Имеет большое значение влияние теневой экономики на социальную напряжённость, особенно в период экономического кризиса, на создание среднего класса и экономический рост в целом.

Так как проблема стремительного развития сектора теневой экономики, бюрократии и коррупции является не только экономической, но и социально-психологической и оказывает влияние на общество в целом, её изучение как никогда актуально для любого здравомыслящего человека. Органическая связь коррупции и теневой экономики проявляется в деструктивном воздействии коррупции и на экономическую сферу:

– искажаются механизмы конкуренции;

 – создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности;

– ущемляются права собственности;

– неэффективно используются бюджетные средства;

– необоснованно повышаются цены.

Всё это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны.

Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, развитию цивилизованного предпринимательства, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Ежегодный рейтинг государств мира, составляемый компанией Transparency International с 1995 г., который отражает оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями. Индекс основывается на нескольких независимых опросах и представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Наименее коррумпированными государствами в 2015– 2017 гг. согласно индексу восприятия коррупции были объявлены, Новая Зеландия, Дания и Финляндия, Норвегия, Швейцария набравшие по 85-88 баллов. Наихудшая ситуация в Сомали, Северной Корее, Судане и Афганистане (8–13 баллов, последние места). Россия в этой рейтинге занимает 135 место с 29 баллами (2017 г.).

Экономическая составляющая – характеризуется уровнем теневой и криминальной составляющей экономики общества. Социально-психологическая составляющая – характеризуется уровнем социальной защищённости населения и состоянием общества, с точки зрения определённой ценностной ориентации общественного сознания на неприятие коррупции. Коррупция и экономика органически связаны друг с другом и напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества. Коррупция в государственном аппарате приводит, в частности, к неспособности государства эффективно исправлять про валы рынка, поскольку любое государственное регулирование в этой сфере идёт вразрез со стремлениями самого рынка.

Предприятие, загрязняющее окружающую среду сверх разрешённых норм, будет готово заплатить взятку проверяющему государственному чиновнику. Компания, желающая построить здание в живописном районе города, в котором запрещено строительство, будет также готова заплатить взятку за соответствующее разрешение.

Другим, менее очевидным примером негативного влияния коррупции на работоспособность бюрократии является неспособность коррумпированного государственного аппарата, и в особенности судов, обеспечивать защиту граждан и фирм от банального воровства. Подобная проблема особенно актуальна для переходных экономик, плохое обеспечение прав собственности может быть следствием низкой эффективности инвестиций в экономику. В свою очередь, плохая защита прав собственности и коррупция значительно повышают риски инвесторов и снижают привлекательность инвестиций, что приводит к ещё большему распространению коррупции.

Таким образом, у переходной экономики существует риск попадания в равновесие с низким уровнем защиты прав собственности и масштабной коррупцией. Плохо определённые и слабо защищённые права собственности провоцируют развитие в экономике поиска ренты (rent seeking). Абстрактным примером рентоориентированного поведения является деятельность экономических агентов, направленная на получение какого-то материального блага, которое должно достаться лишь одному из них. При этом каждый из экономических агентов тратит свои ресурсы, чтобы повысить вероятность получения этого блага. Поскольку в этой ситуации ресурсы затрачиваются не на производство новых благ, а на борьбу за уже существующие блага, борьба за ренту оказывает негативное влияние на экономику.

Этот поиск может принимать множество форм, начиная с продажи государственной собственности и различных лицензий за взятки и заканчивая враждебными поглощениями частных компаний с использованием власти коррумпированных государственных чиновников и/или правоохранительных органов.

Помимо того, что коррупция часто возникает в связи с рентоориентированным поведением (получение ренты за счёт подкупа чиновника, распределяющего ресурс, например), коррупция сама по себе является одним из видов «поиска ренты». Коррупция – преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Наиболее типичные проявления: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. Коррупция получает широкое распространение в условиях разрастания бюрократии и превращения её в особый социальный слой, обладающий властными привилегиями. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения или нарушающее государственные интересы). При принятии такого решения извлекает выгоду вторая сторона (например: фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре, получающая разрешение на строительство, приобретение недвижимости), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

В данном случае обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия. По мнению С. Глазьева: «Коррупция фактически сделала наше государство неработоспособным, государство перестало существовать не просто как отдельный институт. Оно превратилось в некий набор структур, находящихся в состоянии круговой поруки, утратило механизмы ответственности за принятие решений».

Большинство опрошенного населения считают совершенно недопустимым наличие такого уровня коррупции в Российском обществе. Вызывает большое раздражение у многих людей, особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно-патрульной службе и криминальной полиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. Такое настроение массового сознания в принципе является благоприятной основой для инициатив самого общества по оздоровлению отношений и системы.

Из длинного перечня факторов, определяющие причины коррупции, можно выделить три группы причин:

 – фундаментальные – несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений;

 – организационные – слабость государства (отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, слабость системы контроля, не обеспечивающей неотвратимость наказания, относительно низкая оплата труда служащих);

– социальные – сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции. Первые связаны с институциональной – экономической и политической – структурой общества, вторые – главным образом с организацией принуждения к исполнению законов, а третьи – с исторически сложившейся системой норм и ожиданий.

Природа теневых экономических отношений сложна и неоднородна. Предпринимательская деятельность на сегодняшнем этапе развития характеризуется как полностью нелегальными формами экономической деятельности (например, производство качественных товаров разрешённых государством, но не учитываемых), так и сочетанием в работе одного и того же предприятия законной и теневой деятельности.

Мировое сообщество признало факт наличия теневой экономики в любой стране. Но даже в начале XXI в. это явление не только не изучено, но и не имеет в мире единого определения. В различных странах используются такие термины: «подпольная», «скрытая», «не официальная» – в англоязычных странах; «подземная», «неформальная» – во Франции; «тайная», «подводная» – в Италии»; «теневая» – в Германии; «подпольная», «теневая, «нелегальная», «криминальная» – в России.

Распространённым термином является «ненаблюдаемая экономика», что связано с новым международным стандартом по национальному счетоводству – СНС 2008 г., который в начале 2009 г. был одобрен статистической комиссией ООН.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем заключается цель легализации теневой экономики?

2. Что означает система государственного противодействия теневым экономическим действиям?

3. В чем заключается деструктивное воздействие коррупции и на экономическую сферу?

4. В чем заключается стратегия элиминирования теневых экономических отношений?

5. В чем кроются причины, порождающие коррупцию в России?

6. Какие, на Ваш взгляд, меры должно предпринять государство для пресечения фактов коррупции среди государственных чиновников?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: