Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредит- ной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.
Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
Таким образом, операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие — это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.
|
|
Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Контрольные вопросы:
1. Что означает денежно-кредитная политика?
2. Что является основополагающей целью денежно-кредитной политики?
3. Каким образом денежно-кредитную политика Центрального банка воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков?
4. В чем сущность политику дешевых денег?
5. С какой целью осуществляется политика дорогих денег?
6. К каким изменениям в экономике страны приводит изменение официальной ставки Центрального банка?
7. В чем заключается сущность политики обязательных резервов?
8. Что отличает операции на открытом рынке от других методов денежно-кредитного регулирования?
Глава 15. Социально-психологический климат, необходимый для успешной предпринимательской деятельности