Административно-правовой конфликт

Специфика его контрсубъектного состава состоит в том, что в качестве его носителей выступают чиновник и подчиненный в системе государственного аппарата. Общепризнано, что чиновничество как совокупность лиц, состоящих на гражданской службе в государстве, составляет особую группу людей, сопряженной с внутренней дифференциацией на различные подгруппы, официально закрепленные соответствующими понятиями: «чин», «ранг», «класс», «разряд». Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» по своему учреждает административно-правовую систему государственных чинов в трех измерениях: категории, группы, разряды. Категорий три: «А», «Б», «В»; групп пять, называются они: «высшие», «главные», «ведущие», «старшие» и «младшие должности» государственной службы. Подчиненный, как другой контрсубъект административно-правового конфликта, характеризует собой определенную зависимость своего служебного положения по отношению к чиновнику. Слово «подчиненный» как раз и подчеркивает такое состояние должностного лица, при котором над ним стоит более высокий чин. Однако в качестве подчиненного не обязательно должно выступать только должностное лицо, ибо в этом качестве может быть и любой гражданин, зависимый от чиновника.

Объект административно-правового конфликта, представленный противостоянием интересов его контрсубъектов, регулируется отношениями строгой субординации, властно-юридическими зависимостями, образно выражаемыми соответствующими терминами: «команда» и «исполнение». Равенство всех перед законом не означает полного совпадения прав чиновника и подчиненного. Характер административно-правовых зависимостей как властеотношений предопределяется доминирующим положением субъекта управления (управляющего, менеджера, чиновника). Другая сторона административно-правового противостояния (управляемый, исполнитель, подчиненный) является носителем интересов меньшей социальной значимости. Поэтому объект административно-правового конфликта всегда сопровождается неравенством воли, прав чиновника и подчиненного, что вызывает нередко юридическую эскалацию отношений между ними, которая, однако, является менее социально вредной, чем это наблюдается в криминальном противоборстве. Противоборство чиновника и подчиненного в административноправовом конфликте неразрывно связано с бюрократией как довольно распространенным социальным явлением, социальное значение которой оценивается неравнозначно. По Марксу бюрократия выглядит абсолютным злом. По Веберу бюрократии свойственен целый ряд положительных признаков, к которым он относит иерархическую субординационность всех субъектов исполнительной власти, их связанность нормами, законами и административными процедурами. Выход из создавшегося положения лежит на путях разведения понятий «бюрократия» и «чинократия». Известно, что слово «бюрократия» французско-греческого происхождения, буквально означающего «власть бюро, канцелярии, письменного стола», которая не может эффективно функционировать без бумаги. Отсюда нелепо объявлять борьбу против текстов и письменных столов, на которых создаются государственные предписания, поскольку нормы права (административные в особенности) объективируются только через бумагу. В этом отношении прав М. Вебер, и не прав К. Маркс, отстаивая по отношению к бюрократии абсолютно нигилистическую позицию. Поэтому все отрицательное, что приписывается бюрократии в целом в действительности присуще чинократии, то есть чрезмерной власти чиновников. Последние не могут быть абсолютно бесстрастными арбитрами, они склонны использовать свое служебное положение в собственных интересах. Социологические опросы, проведенные в некоторых областях России, показывают, что 45 % респондентов из 2500 опрошенных заявили, что чиновничество в своей деятельности реализует прежде всего свои личные интересы. Это становится питательной почвой для возникновения административно-правовых конфликтов, в которых «чинократическая» деформация индивидуального сознания особенно заметна. Деформация сознания чиновника имеет самые разнообразные формы. В общении с подчиненными он нередко маскирует свои цели и пытается выдать себя за подлинного законника, стоящего на страже интересов государства и общества.

В отличие от объекта предметом административно-правового конфликта выступают ценности организации распорядительно-исполнительной государственной власти. К ним относятся:

· наличие четко зафиксированной юрисдикции органов распорядительно-исполнительной власти;

· иерархическая организация структуры государственного аппарата, основанная на твердо установленных принципах должностной субординации;

· формализованная деятельность государственных служащих, сопряженная с распространением информации, принятием решений, директив, осуществляемых с помощью письменных документов, подлежащих последующему хранению.

Административно-правовой конфликт имеет и собственную идейноправовую компоненту, которая составляет противоречивое взаимодействие соответствующих взглядов и норм. Поскольку его объект противоречив, то такое состояние детерминирует двойственность идейно-правовой компоненты, выражающей противоположность отношения к действующим аппаратно-организационным структурам, должностным лицам, их обслуживающих, юридическим нормам, регулирующим их действия и поведение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: