Тема 3. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта

1.
^ Сущность и функции предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Типология предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

2.
Предпринимательская среда.

3.
Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта

1.
Предприни­мательская деятельность спортивного клуба в форме общества с огра­ниченной ответственностью.


3.3.2 Предприни­мательская деятельность в сфере оказания фитнес-услуг.

1.
Предпринимательская деятельность пейнтбольного клуба

2.
Предпринимательская деятельность интернет-сообщества спортсменов и тренеров

1.
Сущность и функции предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности. Типология предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности

Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

Признаки предпринимательства:

1.
Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

2.
Личная экономическая заинтересованности и ответственность.

3.
Новаторство и творческий поиск.

4.
Хозяйственный риск.


Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты и обладать определенной интуицией, хорошо знать предполагаемый рынок сбыта и конкурентов.

Предпринимательство - это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.

Функции предпринимательства:

1.
Общеэкономическая функция (предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (оказание услуг), ориентированных на нужды потребителей);

2.
Ресурсная функция, подразумевающая эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов;

3.
Творческо-поисковая функция, свойственная предпринимательству как новому типу хозяйствования;

4.
Социальная функция (возможность предоставления рабочих мест другим);

5.
Организаторская функция, предусматривающая деятельность по созданию и обеспечению функционирования предприятия.


Преимущества малого предпринимательства:

1.
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

2.
большая независимость действий субъектов малого предпринимательства, гибкость и оперативность в принятии решений;

3.
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

4.
большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

5.
более низкая потребность в первоначальном капитале;

6.
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.


Предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица. Физическое лицо - это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статуса юридического лица. Право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Функции предпринимателя:

1. Соединение ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуг.

2. Принятие основных решений в процессе ведения бизнеса.

3. Новаторская функция (производство новых продуктов, технологий).

Другая группа организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридические лица».

Формы предпринимательства можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические.

Организационно-правовые:

1.
Индивидуальное предпринимательство


Конкретными формами индивидуального предпринимательства являются:

1.
Владельцы небольших сельскохозяйственных ферм, фермеров по производству самых различных сельскохозяйственных результатов труда.

2.
Розничные торговцы (владельцы табачных лавок, кондитерских магазинов, ресторанов, магазинов товаров повседневного спроса и товаров длительного пользования).

3.
Предприниматели, занятые в местной сфере обслуживания (служба быта, мастерские по ремонту автомобилей и другой техники).

4.
Местное производство (ремесленники, небольшие проектно-конструкторские службы) и т.п.


Целями индивидуального предпринимателя, которого называют в экономической литературе трейдером, является получение прибыли, выживание и развитие своего бизнеса, общественное признание. Преимущества индивидуального предпринимательства:

1.
Быстрая реакция на изменения обстановки.

2.
Гибкость, возможность быстрого оперативного решения вопросов.


Недостатки:

1. Ограниченность масштабов бизнеса;
2. Слабые перспективы достижения крупномасштабного производства;
3. Невозможность обеспечить крупных поставок, а отсюда обеспечение более низких и конкурентных цен;
4. Слабая конкурентоспособность;
5. Высокая зависимость от внешней среды;
6. Проблемы использования выходных дней, отпуска, больничных листов, поскольку предпринимателю необходимо постоянно управлять коммерческим предприятием.
Роль индивидуальных предприятий в народном хозяйстве страны:

1.
Оказание многочисленных и разнообразных услуг населению.

2.
Обеспечение занятости значительному количеству людей в районах, удаленных от основных центров страны.

3.
Продвижение товаров крупных производителей (обеспечение кооперации между мелким и крупным бизнесом).

1.
Партнерство - форма экономических отношений между организаторами производства. Партнерство - это объединение экономических усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лица совместно занимаются предпринимательством в целях увеличения прибыли. Соглашения о партнерстве формируется на самых различных условиях, в самых разнообразных формах. Соглашение о партнерстве часто встречаются среди специалистов одной и той же профессии или области деятельности. Ассоциации адвокатов, медиков, бухгалтеров, банкиров и т.п. представляет собой примеры партнерских отношений. Партнерство устанавливается путем заключения соответствующего соглашения (договора). Содержание партнерских отношений обычно включаются в соглашение о партнерстве. Участники партнерских отношений не могут быть исключены из членов партнерского соглашения. Однако партнеры могут подать прошение о расторжении договора в соответствующую судебную инстанцию. Все члены партнерского соглашения принимают участие в решении вопросов. Решение принимается большинством голосов. Но главные вопросы, такие как изменение направления деятельности, требуют единогласного одобрения. Согласно закону прибыли и потери распределяются или поровну или пропорционально вложенному капиталу, что обуславливается соответствующими положениями партнерского соглашения. Все партнерские соглашения подчинены достижению главной цели - получить больше прибыли, а также обеспечение соответствующей эффективности производства, выживания в неблагоприятных условиях развития рынка. Объективно партнерские отношения, в виде соответствующего соглашения, являются осознанным пониманием участников соглашения подчиняться объективным требованиям расширения и углубления обобществления всех сторон хозяйственной деятельности. Всякая кооперация труда дает неоспоримые преимущества по сравнению с различными усилиями участников трудового процесса.


Преимущества партнерства:
1. Каждый партнер вносит дополнительный капитал, что позволяет увеличить масштабы предприятия и объем производства.
2. Приток новых сил, новых идей всегда благотворно сказывается на результатах общей работы.
3. Специализация партнеров по соответствующим направлениям повышает производительность общего труда.
4. Распределение ответственности, в том числе и при принятии решения, осуществляется на основе учета способностей исполнителей, их желания отвечать за порученное дело.
5. Разумное распределение ответственности и взаимная поддержка в решении общих задач уравнивает психологическое напряжение, уменьшает возможности нервного стресса участников соглашения по сравнению с тем, что может произойти с индивидуальным предпринимателем.
6. Деловое взаимодействие, искреннее и заинтересованное отношение к опыту друг друга повышает творческую энергию партнеров по общему бизнесу.

Формами совместной деятельности, которые не получили название партнерских соглашений являются акционерные компании, компании с ограниченной ответственностью, многонациональными компаниями, кооперативные общества, картели и консорциумы.

1.
Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более (каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада: действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями). Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть - ограниченной ответственностью.

2.
^ Общества с ограниченной ответственностью


Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

1.
^ Акционерные общества (АО). Им предоставлено право, привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

2.
^ Кооперативное предприятие, создается группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.


Можно выделить отличительные особенности различных организационно - правовых форм (Таблица 2).


Таблица 2

Отличительные особенности различных организационно - правовых форм

Форма Достоинства Недостатки Целесообразное применение
Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности. Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов, бухгалтерский учет отсутствует. Ответственность по долгам всем личным имуществом. Отсутствие возможности распределения ответственности по обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Бизнес одного владельца с небольшими оборотами и рисками при отсутствии предпринимательского опыта.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Ответственность участников ограниченна суммой вклада. Можно в любое время выйти из общества. Максимальная имущественная защита участника при выходе из общества. При выходе участника из состава общества может возникнуть возможность финансового кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества. Рискованный бизнес или бизнес с привлечением нескольких участников.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) Ответственность акционера ограничена суммой вклада. Забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций кому-либо из акционеров, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала общества. Необходимость регистрации проспекта эмиссии акций. Бизнес с привлечением участников, который может сильно пострадать при выходе.
Открытое акционерное общество (ОАО) Ответственность акционера ограничена суммой вклада, любое количество акционеров. Забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала общества. Необходимость регистрации проспекта эмиссии акций. Высокие требования к размеру уставного капитала. Без особых оснований и опыта ведения бизнеса использовать не стоит.
Полное товарищество или товарищество на вере Товариществом управляют все участники, являющиеся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Полная ответственность каждого участника за долги всего товарищества. Требуется высокое доверие между участниками. Можно быть участником только одного товарищества. Без особых оснований и опыта использовать не стоит.
Производственный кооператив Размер ответственности членов по долгам кооператива определяется уставом. Необходимо принимать личное участие в деятельности. Членами могут быть только физические лица. Число членов не может быть менее 5. Как правило, используется лицами, обладающими различными профессиональными навыками для проведения комплексных работ.

Организационно-экономические формы предпринимательства:

1.
Концерн - это многоотраслевое акционерное общество.

2.
Ассоциация - мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории.

3.
Консорциум - это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции

4.
Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения лишней конкуренции между ними.

5.
Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

6.
Финансово-промышленная группа - это объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.


Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, их производственное потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Полем деятельности коммерческо-торгового предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа - это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров.

Основным полем деятельности финансово-кредитного предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Что представляют собой эти институты рынка. Коммерческий банк - это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Посредническая предпринимательская деятельность. В процессе ее организации сами субъекты экономической деятельности не производят и не продают непосредственно товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями.


^ 3.2 Предпринимательская среда


Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию. Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю среду (Рис 4), как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Внутренняя предпринимательская среда в значительной мере носит субъективный характер и напрямую зависит от самого предпринимателя.

Внутренняя предпринимательская среда включает в себя: цели, структуру, задачи, технологии и людей, работающих в организации.

1.
Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство формулирует цели и сообщает их членам организации. Для современных организаций характерно разнообразие целей.

2.
Структура организации состоит из нескольких уровней управления и подразделений. Структура организации должна согласовываться с уровнями управления и функциональными областями в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.

1.
Разделение труда. Характерной особенностью современных организаций является специализированное разделение труда, закрепление данной работы за специалистами - теми, кто способен вы полнить ее лучше всех, с точки зрения организации как единого целого.

2.
Объем управления. Вертикальное разделение труда - отделение работы по координации от непосредственного выполнения зада­ний - необходимо для успешной групповой работы.

3.
Сфера контроля руководителя - это лица, ему подчиненные. Сфера контроля - важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плос­кую структуру управления. При узкой сфере контроля каждому руко­водителю подчиняется мало людей, что приводит к многоуровневой структуре.

1.
Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть ра­боты, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, то организа­ция будет действовать успешно.


Задачи организации традиционно делятся на три категории:

1.
Работа с людьми и предметами

2.
Работа с энергией

3.
Работа с информацией.

1.
Технологии - это средство преобразования «сырья» - будь то люди, информация или физи­ческие материалы в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использова­ние конкретной технологии

2.
Персонал является главным фактором в любой модели управления. Основными характеристиками персонала являются:

1.
Способности. Организации почти всегда пытаются воспользоваться различия­ми в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник. Выбор человека, ко­торый лучше других способен выполнять определенную работу, яв­ляется средством увеличения выгоды от специализации.

2.
Предрасположенность, одаренность. Руководители, в частности, должны уметь оценивать возмож­ности людей.

3.
Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо

4.
Ожидания. Люди, основываясь на прошлом опыте и оценке те­кущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Если работ­ник ожидает, что его дополнительные усилия будут вознагражде­ны, то, вероятно, он будет их прилагать.

5.
Восприятие, которое значительно влияет на ожидания и поведение. Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.

6.
Отношение можно определить как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют на поведение.

7.
Ценности - это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Каждая организация сознательно или несознательно устанавли­вает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Организация стремится иметь свою собственную мораль и обычаи.

1.
К внутренней предпринимательской среде следует отнести также:

2.
объем собственного капитала;

3.
выбор организационно-правовой формы;

4.
выбор предмета деятельности;

5.
партнеров;


Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Характеристики внешней среды:

1.
Взаимосвязанность факторов внешней среды - это силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие факторы.

2.
Сложность внешней среды - это многочисленность факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высокий уро­вень изменчивости каждого фактора.

3.
Подвижность среды - это скорость, с которой происходят из­менения в окружении организации.

4.
Неопределенность внешней среды является функцией количе­ства информации, которой располагает организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации.

Рис. 4. Внешняя предпринимательская среда

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации (Рис. 4).

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на опера­ции, но сказываются на них (Рис.4).

Внешняя среда прямого воздействия:

1.
Поставщики. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод ресурсов, - это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.

2.
Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов.

3.
Капитал. Для роста и процветания предприятию нужны «постав­щики» капитала (потенциальным инвесторам)

4.
Трудовые ресурсы (люди, спо­собные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы) - главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации.

5.
Законы и государственная власть. Состояние законодательства часто характе­ризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В Российс­кой Федерации принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность.

6.
Государственные органы. Министерства и ведомства пра­вительства, центральный банк, департаменты, управления и отде­лы местных органов власти занимаются контролем, лицензирова­нием деятельности по различным направлениям.

7.
Законотворчество региональных и муниципальных органов власти. Каждое муниципальное образование требуют от предприятий при­обретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи. Их зако­ны изменяют или усиливают федеральные нормы.

8.
Потребители. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для предпринимательства очевидно.

9.
Конкуренты представляют собой важнейший внешний фактор. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удов­летворять нужды потребителей столь же эффективно, как и кон­куренты, то предприятие просуществует недолго. Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества орга­низаций. Предприятия ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определен­ные технические нововведения.


Внешняя среда косвенного воздействия.

1.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность производства. Очевидно, что все организации, особенно имеющие дело не­посредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие пред­приятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

2.
Состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные това­ры и услуги.

3.
Социокультурные факторы, в числе которых преобладают уста­новки, жизненные ценности и традиции, также влияют на органи­зацию.

4.
Политические факторы имеют для руководителей особое значе­ние. Один из них - настроение органов власти и управления, су­дебных органов в отношении предпринимательства. Другой элемент политической обстановки - это группы интересов и лоббисты.

5.
Отношения с местным населением. Для большинства организаций отношение местного населения имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия.


Характеристика факторов воздействия внешней среды на организацию представлена в таблице 3.


Таблица 3

Характеристика факторов воздействия внешней среды организации

Воздействие Факторы Характеристика
Прямое Спрос и предложение на товары Емкость рынка, условия формирующие спрос и предложение
Трудовые ресурсы Структура, уровень квалификации
Уровень доходов Населения, организаций, работающих на рынке
Доступность финансовых средств Условия получения кредитов, уровень процентных ставок, развитость финансового рынка
Рыночная политика Взаимоотношения между отдельными самостоятельными, принимающими решения хозяйствующими субъектами
Информационная Доступность, достоверность и своевременность информации
Политика государства Политические процессы, общественно-политическое давление
Косвенное Социально – культурная среда Нравственные, религиозные нормы, образ жизни, менталитет, традиции и обычаи населения.
Правовая Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, механизмы их реализации, юридическое сопровождение бизнеса, особенности норм права.
  Технологическая Уровень НТР
Физическая и географическая Месторасположение, доступ к ресурсам


Формами государственной поддержки малых предприятий являются:

1.
оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

2.
финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

3.
предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

4.
льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;

5.
предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.


В условиях действующего законодательства предприниматели имеют следующие права:

1.
Заниматься любым видом деятельности, разрешенным законом;

2.
Создавать собственное дело в любой организационно-правовой форме;

3.
Иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности.

4.
Самостоятельно планировать свою деятельность.

5.
Самостоятельно выбирать потребителей продукции, поставщиков всех факторов производства,

6.
Самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников

7.
Устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам;

8.
Самостоятельно привлекать к трудовой деятельности работников, заключая с ними договоры гражданско-правового характера

9.
Заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятельностью в соответствии с установленным порядком;

10.
Открывать счета в любых банках;

11.
Пользоваться финансово-кредитной, имущественно-материальной поддержкой

12.
Получать государственный заказ на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг.


Предприниматели обязаны:

1.
В установленные сроки встать на учет (переучет) в налоговом органе;

2.
Самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов в сроки, установленные законодательством, и в размере, установленном законодательством;

3.
Самостоятельно исполнять обязанности по уплате в установленном размере и в установленные сроки других обязательных платежей и сборов;

4.
Своевременно представлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

5.
Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности

6.
В установленном порядке получать лицензии на те виды деятельности, осуществление которых возможно только при получении лицензии в соответствии с федеральным законом;

7.
Выпускать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с действующими стандартами и (или) сертифицированную;

8.
Не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения и потребителям товаров (работ и услуг); создавать необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда для наемных работников:

9.
Не устанавливать монопольно высоких либо монопольно низких цен, соблюдать законодательство о регулировании ценообразования;

10.
совершать сделки, заключать и исполнять предпринимательские договоры в соответствии с гражданским законодательством;

11.
В установленные сроки и в полном объеме представлять в государственные органы статистическую отчетность о результатах хозяйственно-финансовой деятельности.


^ 3.3 Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта

1.
Предприни­мательская деятельность спортивного клуба в форме общества с огра­ниченной ответственностью

Спортивные коммерческие клубы бывают: физкультурно-оздоровительной направлен­ности, профессионального спорта (футбольные, хоккейные, теннисные, волейбола, баскетбола и т. п.).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) согласно законодательству РФ призна­ется учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определен­ных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обя­зательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимо­сти внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответствен­ность по его обязательствам в пределах сто­имости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Уставный капитал (фонд). Общество с ограниченной ответственностью имеет устав­ный капитал (фонд), составляющий мини­мальный размер имущества общества, гаран­тирующего интересы его кредиторов. Вели­чина уставного капитала не может быть ме­нее 100-кратной суммы минимального разме­ра оплаты труда. Уставный капитал общества составляется из стоимости вкладов его участников. Вкладом участников обще­ства в уставный фонд наряду с денежными средствами могут быть здания, сооружения.

Законом не допускается освобождение участников общества с ограниченной ответ­ственностью от обязанности внесения вкла­да в уставный капитал общества, в том чис­ле путем зачета требований к обществу. Гражданский кодекс предусматривает, что оставшаяся неоплаченной при регистрации общества половина уставного капитала под­лежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества.

Действующим законодательством РФ установлено, что ком­мерческие организации, к числу которых от­носятся общества с ограниченной ответ­ственностью, приобретают права юридиче­ского лица и считаются созданными со дня их государственной регистрации. Статья 89 Гражданского кодекса и Федеральный закон «О государственной регистрации юридичес­ких лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ уста­навливают, что в перечень учредительных до­кументов при создании ООО входят:

1.
заявление о регистрации организации, составленное по форме, утвержденной Пра­вительством РФ, и подписанное ее учреди­телем (учредителями);

2.
заявление о внесении в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц;

3.
учредительный договор, подписанный учредителями организации;

4.
утвержденный учредителями устав;

5.
документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) организации, указанного в учредительном договоре;

6.
свидетельство об уплате госу­дарственной пошлины и регистрационного сбора.


Назначение учредительного договора - четко определить отношения между учреди­телями общества в связи с созданием ООО.

Назначение устава - определить поря­док внутренней организации и функциони­рования спортклуба в форме ООО как юри­дического лица. Общество с ограниченной ответственнос­тью является юридическим лицом, действует на основании учредительного договора и ус­тава, утвержденного его учредителями. Оно имеет собственное фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы.

Высшим органом управ­ления спортивным клубом в форме общества с ограниченной ответственностью является собрание его учредителей, состоящее из участников или назначенных ими предста­вителей. Участники ООО обладают количе­ством голосов, пропорциональным размеру их долей в уставном фонде. Пример распре­деления уставного фонда и голосов учреди­телей спортивно-оздоровительного клуба представлен в таблице 4.


Таблица 4

Пример распределения уставного капитала и голосов учредителей спортивно-оздоровительного клуба в форме общества с ограниченной ответственностью

Учредители Размер уставного взноса, тыс. руб. Размер персонам. вклада, тыс. руб. Размер доли, % Количест­во голосов на собра­нии
1. 20 10 40 2
2. 20 10 40 2
3. 10 5 20 1
Итого 50 25 100 5

Представители участников могут быть постоянными либо назначенными на опреде­ленный срок. Участник вправе в любое вре­мя заменить своего представителя, поставив в известность об этом других участников. Собрание участников общества избира­ет председателя спортклуба. Учредительны­ми документами может быть предусмотре­на поочередность председательствования участников в алфавитном или ином порядке. Собрание правомочно, если на нем присутствуют уча­стники, обладающие более чем 60% голосов, а в ряде случаев - все участники.

Компетенция органов управления спорт­клубом в форме ООО, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются законом об обще­ствах с ограниченной ответственностью и уставом спортклуба.

Учредители общества самостоятельно определяют его организационную структуру (Рис. 5).


Рис. 5. Примерная модель организационной структуры спортивного клуба в форме ООО


К исключительной компетенции обще­го собрания участников общества с ограни­ченной ответственностью относится:

1.
изменение устава общества, измене­ние размера его уставного капитала;

2.
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их пол­номочий;

3.
утверждение годовых отчетов и бух­галтерских балансов общества и распреде­ление его прибылей и убытков;

4.
решение о реорганизации или ликви­дации общества;

5.
избрание ревизионной комиссии (ре­визора) общества.


Вопросы, отнесенные законодательством к исключительной компетенции общего со­брания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

В обществе с ограниченной ответствен­ностью создается исполнительный орган: коллегиальный (дирекция) и (или) единолич­ный (директор). Дирекция подотчетна собра­нию участников и организует выполнение его решений. Она не вправе принимать ре­шения, обязательные для участников обще­ства. Дирекцию спортклуба возглавляет гене­ральный директор. Генеральный директор осуществляет текущее руководство деятель­ностью спортклуба. Единоличный орган управления спортклубом может быть избран также и не из числа участников общества. Учредители общества с ограниченной ответственностью вправе использовать на­емную рабочую силу, соблюдая при этом Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой коллектив спортивного клуба в форме ООО составляют все граждане, уча­ствующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора, - менедже­ры, тренеры, спортсмены-инструкторы, ра­ботники спортивных сооружений и т. д. Тру­довые отношения членов трудового коллек­тива со спортклубом регулируются Трудо­вым кодексом РФ.

Контроль деятельности спортклуба осу­ществляется ревизионной комиссией, созда­ваемой собранием участников ООО. Результаты проверок ревизионная комиссия на­правляет общему собранию учредителей общества.

Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему долж­на быть выплачена стоимость части имуще­ства, соответствующая его доле в уставном капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об ООО и учредительными документами.

Спортивный клуб в форме общества с огра­ниченной ответственностью может осуще­ствлять любые виды предпринимательства. Его учредители самостоятельно избирают в качестве предмета деятельности любой вид соревновательной, учебно-тренировочной, физкультурно-оздоровительной и иной не запрещенной законодательством деятельнос­ти, указав это предварительно в уставе.

Общество самостоятельно планирует свою деятельность, устанавливает цены на предоставляемые физкультурно-спортивные товары и услуги. Имущество общества фор­мируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источ­ников, и принадлежит его участникам на пра­ве общей долевой собственности. Балансо­вая и чистая прибыль общества определяет­ся в порядке, предусмотренном действую­щим законодательством.

Чистая прибыль общества (после упла­ты налогов) остается в его распоряжении и по решению общего собрания участников общества перераспределяется между члена­ми этого общества в виде дивиденда или перечисляется в резерв. Резерв общества формируется в размере не менее 10% устав­ного капитала. Дивидендом является часть чистой прибыли общества, распределяемая среди членов этого общества пропорцио­нально их долям в уставном фонде. Диви­денды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или по итогам года.

Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества.

Общество с ограниченной ответственнос­тью может быть реорганизовано или ликви­дировано добровольно по единогласному решению его участников. Общество вправе преобразоваться в ак­ционерное общество или в производствен­ный кооператив.

1.
^ Предприни­мательская деятельность в сфере оказания фитнес-услуг

Психологические, социальные и экономические мотивации стимулируют современного человека к занятиям оздоровительной физической культурой и использованию многочисленных сопутствующих услуг. Эти услуги - не имеют вещественной, осязаемой формы, а заключаются только в производимом им полезном эффекте.

Для того чтобы планировать деятельность по продаже фитнес-услуг, необходимо выявить мотивацию к их приобретению потенциальным покупателем. Приобретение любого товара должно вызывать чувство удовлетворения. В случае покупки фитнес-услуг это чувство определяется следующими факторами: потребностью в ощущении хорошего состояния здоровья; потребностью в ощущении социальной адекватности человека, его принадлежности к определённой социальной группе. Это ощущение вызывается приобретением фитнес-услуг в качестве имиджевого продукта. Кроме того, среди покупателей велика доля тех, кто рассматривает собственное тело в качестве инструмента достижения жизненного успеха. Важную роль играет определённая направленность в будущее, которая реализуется в надеждах на долгую жизнь, не отягощённую болезнями старость, а также желание видеть здоровым своё потомство.

Производители фитнес-услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые - спрос. Предложение в интересующей нас области определяется количеством мест их предоставления, качеством услуг, как основных, так и дополнительных и ценой, которую готов заплатить потенциальный покупатель. Все эти параметры создают основу для конкуренции на рынке, как внутриотраслевой (между спортивными центрами), так и межотраслевой (например, с развлекательными предприятиями). Спрос ограничивается с одной стороны действующими ценами, а с другой - платёжеспособностью населения.

Совокупный спрос на рынке фитнес-услуг определяется неценовыми факторами, такими, как численность населения, уровень его доходов и наличие времени, которое оно может затратить на приобретение фитнес-услуг. Речь идёт также и о прогнозировании спроса в связи с социально-демографическими процессами в обществе.

Частный спрос на рынке фитнес - услуг характеризуется спросом отдельных потребителей на отдельные услуги. Однако в условиях рынка между потребностью и возможностью потреблять лежит необходимость оплатить конкретную услугу.

Люди отличаются один от другого как по доходам, так и по своим потребностям, поэтому рынок фитнес-услуг представляет собой сложную систему рыночных сегментов, в каждом из которых представлены потребители со схожим социально-культурным уровнем, то есть имеющие схожие доходы и потребности. Для более полного учёта совокупности всех этих факторов вводится термин «формат фитнес-услуг» или «формат клуба», как места, где такие услуги продаются. Формат - это совокупность признаков, указывающих на определённый уровень качества услуг. Качество услуг, в свою очередь, определяет её стоимость и, соответственно, сегмент потребительского рынка, в котором эта услуга может быть успешно продана. Сегментация рынка фитнес-услуг может осуществляться в зависимости от следующих параметров: расположения региона; численности и плотности населения, его социального и половозрастного состава; динамики развития региона наличия транспортной и дорожной сети.

Естественно, что местоположение региона влияет на концепцию предлагаемых фитнес-услуг в целом, их качество и, соответственно, стоимость. Практика работы фитнес-клубов показывает, что для 60 - 70% посетителей решающим фактором является небольшое расстояние между клубом и жильём. Специалисты выделяют так называемый «получасовой радиус» - расстояние, которое посетитель преодолевает для того, чтобы попасть в клуб, пользуясь транспортом или пешком за полчаса.

Численность и плотность населения сама по себе не является решающим фактором посещаемости клуба. Более значимой характеристикой является половозрастной состав населения региона. Статистические данные показывают, что 35 - 40 % членов клуба составляют люди в возрасте 25 - 35 лет, 45 - 55 % - в возрасте 35 - 50 лет. Однако распределение по возрастам зависит и от формата клуба. В смешанных клубах любого формата, за исключением клубов для бодибилдеров, среди клиентов преобладают женщины (до 70%).

В настоящее время наблюдается перемещение массового сознания людей к новым приоритетам. Новый рациональный взгляд заключается в том, что во главу угла ставится здоровье, а тренировки по любым методикам рассматриваются как составная часть целого комплекса мероприятий, наряду с косметическими и SPA - услугами, рациональным питанием и психотерапией. До 60% членов клуба посещают его 3-4 раза в неделю, продолжительность посещения в среднем составляет 1,5-2 часа с учётом дополнительных услуг.

Цена фитнес-услуг в условиях рыночной экономики не складывается только на основе понесённых затрат на производство продукции, а диктуется сложившимся на рынке соотношением спроса и предложения. Конкретный расчёт стоимости услуг на стадии проектирования опирается на расчёт, лежащий в основе бизнес-плана в форме составления прогноза на базе собственных расчётов и опыта аналогичных организаций. Он должен составляться таким образом, чтобы иметь возможность гибкой корректировки в процессе работы. В хорошем клубе существует, как правило, сложная, и, вместе с тем, гибкая система оплаты основных и дополнительных услуг, главное назначение которой - стимулирование покупателя к приобретению. Существует два основных метода стимуляции. Первый метод – это совокупность приёмов и создание системы расценок на услуги, которые делают для покупателя неудобным именно то, что не нравится продавцу, в частности, покупки более дешёвых видов услуг. Эти приёмы ведут к выработке у клиента своеобразного комплекса вины перед администрацией клуба за то, что он не приобрёл полноценную, дорогую услугу. Такая позиция характерна для крупных сетевых клубов, которые формировались в условиях слабой конкуренции. Второй метод - совокупность мероприятий, направленных на выработку у осторожного покупателя, который приобретает «половинную» карту, положительных эмоций, опять же стимулирующих его к покупке более дорогой. Это - снятие вообще всех ограничений в выходные и праздничные дни. Таким образом, клиент чувствует свою принадлежность к клубному сообществу и более естественно и психологически комфортно приобретает более дорогой товар. Эта схема более распространена в тех клубах, которые позиционируют себя как прямые конкуренты «старых» сетевых клубов. Иногда такая политика приводит к созданию очень сложной системы стоимости основных и дополнительных услуг.

В индустрии развлечений вложения в фитнес считаются одними из самых прибыльных: они окупаются через 5-8 лет. Одной из причин столь высокой прибыльности, является своеобразная «прозрачность» спортивного бизнеса в плане относительной простоты путей для сокращения издержек и продвижения товара на рынке. В фитнес-бизнесе работает правило: чем выше позиционирование клуба на рынке, то есть чем выше стоимость клубной карты, тем выше оборот по внутренним, дополнительным услугам. Доходами от этих услуг частично покрываются все затраты клуба (эксплуатационные, оборудование, зарплаты). Доход же от продажи карт является операционной прибылью. В фитнес-клубах, очень многие показатели, в том числе и финансовые, как относительные, так и абсолютные, зависят от одного фактора - месторасположения.

Сегодня рынок фитнеса становится всё более профессиональным, инвесторы уже рассматривают фитнес как бизнес, приносящий при хорошей организации и менеджменте высокую прибыль.

1.
^ Предпринимательская деятельность пейнтбольного клуба

Пейнтбол - это командная игра, в которой игроки, вооружившись специальными пневматическими ружьями (маркерами), стараются выполнить определенные задачи и при этом вывести из игры наибольшее количество игроков противника, стреляя желатиновыми шариками, наполненными краской. Более 9 млн. человек во всем мире играют в пейнтбол с той или иной периодичностью. Количество игроков в пейнтбол постоянно растет. Пейнтбол как спорт и составляющая индустрии развлечений постоянно развивается, о чем говорит появление на рынке новых пейнтбольных клубов, поставщиков оборудования и производителей камуфляжа. С грамотным подходом к этому бизнесу можно организовать вполне рентабельный проект. Клуб может иметь несколько направлений работы, или же специализироваться на одном из них, например, спортивное направление, тактическая подготовка, тренировка силовых и охранных структур и проведение корпоративных мероприятий, участие в выездных играх. Зарабатывать клуб может и с продажи оборудования для пейнтбола компаниям для корпоративных мероприятий. Некоторые компании используют пейнтбол не только как вид корпоративного отдыха для персонала, но и как средство выявления способностей работников к принятию решений, умения вести себя в стрессовой ситуации, управления людьми. Все это говорит только об одном, что на пейнтболе сегодня можно построить успешный бизнес. Пейнтбольный клуб должен находиться в непосредственной близости от города, либо в черте города. Территория клуба должна быть огорожена от случайных прохожих и безопасна. На территории клуба обязательно должны быть: удобный подъезд с указателями, парковка, места для заполнения заявлений участников, выдачи формы, инструктажа и раздевалка, наличие душа, кафе - будет плюсом. Основной сезон игр - с апреля по октябрь, поэтому состязания проводятся под открытым небом. Однако и зимой можно проводить состязания под крышей. В штат клуба входят директор, менеджеры, техник, два судьи, бухгалтер. Некоторые владельцы клубов советуют взять также и менеджеров по рекламе и маркетингу.


^ 3.3.4 Предпринимательская деятельность интернет-сообщества спортсменов и тренеров


Интернет-сообщество спортсменов и тренеров - один из новых видов предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта, в которой одновременно заинтересованы начинающие спортсмены и профессиональные тренеры. Интернет-сообщество спортсменов и тренеров дает возможность получить профессиональный совет по вопросам тренировки в различных видах спорта, спортивному питанию, оздоровительной тренировке, самостоятельным занятиям физической культурой. Профессиональные тренеры могут обсудить проблемы, помочь новичкам адаптироваться и достичь высот в спорте, а также заработать. Пользователю остается только оставить описание своего вопроса или проблемы в текстовом или графическом виде. У пользователей также есть возможность общаться со своим тренером через веб-камеру, что несколько упрощает подход к организации работы. Тренера каждый может выбрать себе сам, в зависимости от личных предпочтений, достижений и возможностей, тренеру, в свою очередь, нужно предоставить информацию о себе, своих достижениях. Бизнес основывается на возможности продать услуги тренеров через веб-портал всем спортсменам, которым нужна такая помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: