Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Место культуры в бытии и бытие культуры




Возникновение темы

Онтологический статус культуры

Вопросы к теме

1) Какие подходы к культуре существуют в науке?

2) Охарактеризуйте любое из изложенных направлений в теории культуры.


Культурфилософская рефлексия как автономная тема философии зародилась в европейском Просвещении и связана с Кантом, Шеллингом, Руссо, Дидро, Кондильяком. Хотя проблема феноменологии К. гораздо старше.

Тема возникла в период, когда европейский человек начал воспринимать свой жизненный мир не только как нечто, установленное Богом (средневековая парадигма), но в том числе и как результат своей деятельности, а, следовательно, как нечто изменяющееся.

Жизненный мир стал видеться как «место для человеческих произведений».[28] Стало формироваться критическое отношение к миру с позиции Разума. Человек осознаёт себя живущим в культуре, а не только в рамках страны, нации, сословия, семьи.

Социальными атрибутами «общества культуры» являются НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, СМИ. Они разворачивают массовое сознание от ориентации на прошлое, от слепого следования традиции к современности, к повседневной реальности.

Человек, общество, культура являются системными объектами, но несравненно более сложными, чем природные системы.

Система – взаимосвязанное множество.

Бытие – это система (или метасистема, от гр. meta – после, за, через).

Основные формы бытия:

· природа – непосредственная, стихийная форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры; это наличное бытие материи, реальность её конкретного существования;

· общество (людей) – внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности;

· человек – воплощённое единство природы и общества.

· культура, охватывающая

1) человека как субъекта деятельности (творец культуры);

2) способы деятельности, которые не врождены человеку;

3) многообразие материальных, духовных и художественных предметов (опредмечивание);

4) вторичные способы деятельности (распредмечивание);

5) человека как продукта культуры (творение культуры);

6)общение – способ реализации потребности человека в человеке как субъекта в

субъекте.

Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия

не одномерно-биологична (точка зрения позитивистов),

не одномерно-социальна (точка зрения вульгарных социологов),

не одномерно-духовна (точка зрения теологов и религиозных философов),

не одномерно-культурна (мнение антропологов-рационалистов от К.Линнея, автора выражения человек разумный, до Й.Хёйзинги),




не двухмерна, т.е. не биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю, общественное животное – по К.Марксу),

а трёхмерна – биосоциокультурна.

Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.

Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов:

1. деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой. Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:


2. деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.

3. ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств, которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.

4. превращение психической активности, которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека. Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.

Таким образом, движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью, – это круг культуры.

Если рассматривать эти процессы в исторической плоскости, это – спираль культуры.



Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.

Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).

Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны.

Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что

культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

История человечества – постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Отсюда следует, что культуре имманентно такое качество деятельности, как творчество. Закон существования культуры – диалектическое отношение традиция/инновация.

Таким образом, культура производна от деятельности человека. Человеческая деятельность должна рассматриваться как целостная система. В том, что и как человек делает и как это на нём отражается, есть нечто общее, отличающее деятельность человека от поведения животных. Это общее, единое, целостное и есть культурное качество.

Структура этого качества – взаимосвязь трёх модальностей:

· человеческой (культура выступает как совокупность ненаследуемых качеств человека и человечества);

· деятельностной (культура предстаёт как способ деятельности, её технология);

· предметной (культура является инобытием человека и охватывает все его творения; это «вторая природа» человека, «человеческий мир», «ноосфера»).

Таким образом,

культура – преображение человеком природы по законам общества.

Культура противостоит природе, но близка человеку и обществу.

Культура – реальный способ связи природного и социального в человеческом бытии.

Культура – не только внеприродная и антиприродная сфера, но и специфический аспект «сверхъестественного» бытия, диалектически взаимосвязанный с социальным и человеческим его аспектами.

Культура может быть рассмотрена по отношению к другим подсистемам бытия (экстракультурологический аспект) и в аспекте внутренних отношений (интракультурологический аспект).

Экстракультурологический аспект предполагает рассмотрение отношений:

1. культура – природа (натура);

2. культура – общество;

3. культура – человек.

Интракультурологический аспект предполагает рассмотреть:

1. строение культуры, её сущностные и структурные характеристики, сохраняющиеся при всех модификациях культуры в пространстве и времени;

2. основные направления модификаций и отношения, которые складываются между разными культурами.

Так как субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым, то культура обладает тремя масштабами модуса:

· культура человечества;

· культура социальной группы (макрогруппы: этнос, нация, класс, сословие; микрогруппы: семья, дружеский и профессиональный коллектив и т.п.);

· культура личности.

Такое трёхслойное строение культуры обусловлено философской триадой общее-особенное-единичное.

Интракультурологический аспект предполагает типологическое рассмотрение культуры.

Типология культур определяется структурой хронотопа – диахроническим и синхроническим его измерениями.

Временная координата – историческая. Несмотря на то, что изменения в истории происходят разного характера (количественные и качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные), относительная «простота» диахронического аспекта заключается в том, что диахроническая ось структурирует историю культуры стадиально.

Сложность синхронистического аспекта связана с многоуровневым, многоаспектным членением социального субъекта культуры.

Система культуры формируется взаимодействием множества субкультур: этнической, национальной, демографической, образовательной, социологической, профессиональной, конфессиональной (объединение на основе веры).

Эти субкультуры могут быть представлены в виде иерархически систематизированных уровней:

1. этнический и национальный;

2. демографический;

3. социологический (сословия и классы);

4. образовательный и профессиональный;

5. конфессиональный (объединения на основе веры).

Культура является динамической развивающейся системой, в ней диалектически сопрягаются дифференцирующие и интегрирующие процессы.

Таким образом, интракультурологическое синхронистическое рассмотрение культуры охватывает три круга вопросов (по М.С. Кагану):

1. филогенетические проблемы – изучение законов самодвижения культуры в его относительной самостоятельности по отношению к влиянию экстракультурологических факторов – развитию природы, общества и человека;

2. типогенезис культуры – изучение законов самодвижения конкретных социальных форм культуры: национальных, сословно-классовых и т.п. как относительно автономного процесса, имеющего свою внутреннюю логику;

3. онтогенетические проблемы – изучение законов формирования и развития культуры личности как биографического, психолого-педагогического и самодеятельного процесса.

3. Функции культуры:

1) деятельностная (освоение и преобразование мира);

2) познавательная (гносеологическая);

3) аккумулятивная (накопление и сохранение информации);

4) коммуникативная/информационная (связь между культурными формами, эпохами, индивидами);

5) аксиологическая (определение и культивирование социальных ценностей);

6) нормативная (определение и обеспечение соблюдения этических и эстетических норм, табу);

7) коммеморативная (сохранение памяти)

8) релаксационная

9) поребительская.

4. Закономерности функционирования культуры:

1) закон взаимодействия внешних и внутренних факторов развития культуры;

2) закон изменчивости и стабильности;

3) закон преемственности культур;

4) закон единства и многообразия культур.

5. Теории возникновения человека и культуры

1) религиозные (все типы религиозных конфессий);

2) деятельностные (дарвинизм, марксизм);

3) экзистенциальная (К. Ясперс, М. Хайдеггер);

4) космологические (мифологические концепции);

5) культурно-исторический подход, синтез вышеизложенных концепций (современная культурология).





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 800; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10185 - | 7791 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.