Новый этап образовательной политики (2000–2003 гг.)

В декабре 1999 г. было подписано распоряжение Председателя Правительства РФ В.В. Путина о подготовке в «Центре стратегических разработок» стратегического плана развития страны.

В начале 2000 г. под руководством ректора Высшей школы экономики Я.И. Кузьминова началась разработка программы модернизации российского образования. В декабре 2001 г. Правительство Российской Федерации одобрило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». Этот документ, на стадии подготовки имевший статус гражданской инициативы, после утверждения Правительством РФ стал стратегическим планом развития отечественного образования на ближайшее десятилетие. Он восстановил определенную преемственность с образовательной реформой начала 1990‑х гг.

Реализация «Концепции» позволила улучшить бюджетное финансирование, законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы образования, сформировать основы государственно-общественной системы управления образованием.

Рассматривая «Концепцию модернизации образования» с позиций сегодняшнего дня, отметим её целостность, технологичность. Приоритетными задачами являлись радикальное обновление содержания и экономики образования с его структурной и институциональной перестройкой.

Значимыми итогами реализации «Концепции» стало обновление системы школьного образования, включая переход с 3‑летнего на 4‑летнее начальное обучение, разработка Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФК ГОС), введение профильного обучения на старшей ступени школы, апробация и введение ЕГЭ. Инструментом введения профильного обучения стал новый базисный учебный план (БУП – 2004), который отличался от планов 1993, 1998 и 2001 гг. В его основу были положены опубликованные проекты стандартов общего среднего (полного) образования.

Подготовка государственных образовательных стандартов общего образования первого поколения была завершена к концу 2003 г. В марте 2004 г. Министерство образования и науки РФ утвердило федеральный компонент стандарта (ФК ГОС) общего образования по всем учебным предметам базисного учебного плана РФ. Этот тип стандарта в педагогике принято назвать «стандартами содержания образования». ФК ГОС в педагогической практике называют стандартом первого поколения. Он является переходным, временным документом. В этом варианте стандарта основное внимание уделяется вопросам приобретения знаний и умений. Такие значимые задачи системы образования, как социализация, воспитание и развитие детей фактически остались за пределами стандарта.

Стандарты приняты – что дальше?

Начало разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС)

В 2006 г. Министерство образования и науки РФ инициировало начало разработки стандарта общего образования второго поколения. В октябре 2009 г. приказом Министерства образования и науки РФ был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в декабря 2010 г. – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и в мае 2012 г. – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Первые шаги по освоению общеобразовательными учреждениями ФГОС показали:

внедрение новых стандартов требует серьезных усилий по освоению новых концептуальных и управленческих подходов, предполагает повышение квалификации, переподготовку управленческих и педагогических кадров. Этот процесс начался, но он потребует определенного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: