Пропаганда здорового образа жизни в работе клубных учреждений

         Здоровье населения, особенно подрастающего поколения, является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний момент здоровье детского населения РФ оценивается как критическое. Исходя из этого, основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здоровья нации сегодня являются усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. Осознается важность создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (ЗОЖ). Под пропагандой ЗОЖ понимается широкий спектр деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственное относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. И здесь большую роль могут оказать клубные учреждения, у которых имеется значительный опыт в области воспитательного воздействия на население, особенно на детей и подростков. Активную поддержку на правительственном уровне пропаганда ЗОЖ получает в советский период истории нашей страны. Она была неотъемлемой частью коммунистического воспитания и «массовым фактором повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства». Кроме того, пропаганда физкультуры становится в это время одним из мощнейших инструментов, направленных на развитие массового спорта и повышения обороноспособности страны. В это дело подключались множество организаций различных ведомств, в т. ч. и клубные учреждения [37].

 Важной составляющей пропаганды ЗОЖ являлась антиалкогольная пропаганда, усилившаяся в годы «перестройки». Под влиянием постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» стали проводиться безалкогольные праздники и обряды. Развитие получили клубы трезвости, организованные при клубах, домах и дворцах культуры, красных уголках цехов предприятий. Пропаганде здорового образа жизни способствовали и физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые клубными учреждениями, проводились культурно-спортивные праздники, тематические вечера, спортивные викторины, походы

выходного дня и другие спортивные состязания. Весьма распространенными были соревнования «Всей семьей — на лыжи», «Папа, мама и я — спор-

тивная семья. В кризисные 1990-е годы из-за недостатка финансирования прекратили действовать при клубных учреждениях многие оздоровительные центры, комнаты психологической разгрузки и здоровья. Забылись распространенные раньше среди любителей физической культуры мероприятия «Поезд здоровья», «Всей бригадой на стадион» [35].

Здесь можно выделить не только материальный фактор, но и нежелание людей участвовать в мероприятиях, когда-то насаждавшихся руководством.

Сказался и недостаток свободного времени из-за двойной занятости части населения, увеличение числа люмпенов. Только в конце 1990-х годов можно было говорить о возрождении массовой спортивно-физкультурной работы. В начале XXI в. Начался процесс восстановления в клубных учреждениях упраздненных коллективов физической культуры и штатных физкультурных работников. В пропаганде здорового образа жизни вновь стали использоваться кино и видео средства. Например, во многих клубных учреждениях краснодарского края для школьников проводились кинолектории по борьбе с пьянством, курением и наркоманией. [11, с. 90].

В современное время деятельность учреждений культуры по пропаганде здорового образа жизни имеют специфический характер, обремененный современной действительностью. Большую роль занимает работа по формированию ЗОЖ у подростков и молодежи. В условиях ослабления воспитательной функции семьи и общеобразовательных учреждений, коммерциализации инфраструктуры досуга, распространения средствами массовой информации низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, подростки и юноши нередко поиску выхода из сложных жизненных ситуаций предпочитают употребление психоактивных веществ. 9 июня 2010 года был принят указ Президента Российской Федерации Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации. На территории Краснодарского края была введена работа по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма с обучающимися «Антинарко». Предусматривалось: организация досуга детей и подростков, создание клубов по интересам, кружков и объединений, расширение сети детских и подростковых клубов при учреждениях культуры. Спортивные любительские объединения стали весьма распространенными и среди людей с ограниченными возможностями.

Следовательно, можно сделать вывод понимание государством социальной значимости данной проблемы предопределило разработку государственных и краевых программ по Формированию здорового образа жизни у населения. Социально культурные учреждения приняли упор на проведение разнообразных мероприятий по формированию здорового образа, это и театрализованные представления, выступление лекторов, концерты, КВН, спортивно-массовые мероприятия, квесты. клубов есть свои преимущества перед другими организациями культуры и спорта в этой сфере деятельности. Они обусловлены широтой их функций, альтернативностью средств и методов воспитательного влияния на различные социальные группы. Здесь у населения есть возможность развивать самодеятельные начала, проявлять свою культурную активность. Особенно это актуально для детей и подростков, которые с учетом собственных интересов и способностей могут вступить в какое-либо клубное объединение, способствующее формированию здорового образа жизни.

 

1.3. Функции учреждений культуры по формированию здорового образа жизни подростков, на примере ЦКС Ленинградского района.

 

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:

1.постоянные, 2. основные, (присущие большинству социально-культурных институтов), 3. вспомогательные, 4. временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению. [12, с. 42].

Социально-культурная деятельность является мощным средством

воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей,

установок, определяющих здоровый образ жизни. Также социально-культурная деятельность рассматривается, как самостоятельная система социализации, социального воспитания и образования. Культурно-досуговые технологии направлены на воспитание у подростков культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Они выступают как средство формирования у подростков личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей, духовному обогащению, реализации педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья. В социокультурной деятельности можно выделить следующие социализирующие функции формирования ориентации подростков на ЗОЖ средствами культурно-досуговой деятельности: социально-культурная, психологическая, синдикативная, профилактическая, адаптивная, коррекционная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. [14, с. 69].

Рассмотрим каждую подробнее:

К социально-культурной функции будет относится - деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самореализации каждого подростка и крупы в сфере досуга. В данную функцию будет входить, вовлечения подростков в активные формы досуга: кружки, секции, клубные любительские объединения. Культурно-досуговая деятельность – составная часть социокультурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими разнообразными средствами, формами, методами. Социально культурная функция тесно связана с синдикативной функцией, как средством объединения людей. Подростки имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности, так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности. Именно поэтому она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного подростка. Что касается реализации этой функции в подростковой среде, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями, в ЦКС Ленинградского района данная функция прослеживается при организации работы клубного любительского объединения «Вектор+».

    Психологическая и адаптивная функции в формировании здорового образа жизни в подростковой среде играют важную роль ведь специалист по работе с молодежью должен учитывать все особенности подросткового развития и находить подход к каждому несовершеннолетнему. К психологической и адаптивной функциям в КДД будут относится включение в свою деятельность такие методики, как тренинги, ролевых игр, дискуссий, индивидуальные беседы, проведения тестов.

Профилактическая функция в работе социально-культурных учреждений в работе с подростками, организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения, влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости, организует систему мер социального оздоровления.

Коррекционная функция - осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социально-культурных учреждений, оказываемых на подростков в том числе и неформальной. Данная функция усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния, осуществляет коррекцию самооценки подростков, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

Ценностно-ориентационная функция – включает в себя формирование умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные от­ношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к цен­ностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.
Но для каждого отдельно взятого несовершеннолетнего имеют значение ценно­сти индивидуального существования, которые включают познание са­мого себя, отношение к своему здоровью и поведению.

Коммуникативная функция – в учреждениях культуры данная функция реализуется через общение между субъектами, которое несет трансляцию социального опыта целых поколений, к данной функции относятся и работа по сохранению и развитию традиционной народной культуры малой Родины – Кубани. Это поддержка фольклорных коллективов, сбор фольклорно-этнографических материалов через общение с носителями культуры. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания [20, с.39].

Следовательно, исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что для продуктивной работы социально-культурные учреждения по формированию здорового образа жизни подростков необходим комплексный подход с использованием различных функций социокультурной деятельности обеспечивающих реализацию механизма усвоения культуры. а именно Вовлечение подростков в продуктивное, творческое общение, основанное на законах формирования межличностных отношений, формирование мотивации личности подростка к познанию и творчеству, вовлечение подростка в социально-значимую для него деятельность, участие в тренингах, деловых играх, лекциях, ролевых играх, дискуссиях, Создание культурной среды, направленной на эффективное формирование ориентации подростков на здорового образа жизни.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: