Формулировка и выдвижение гипотез

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди подростков будет эффективным при условии, если:

учитывать основные особенности подростков;

создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков;

применять на практике различные инновационные технологии, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в социокультурных учреждениях;

Только в комплексе, принятые меры, направленные на формирование здорового образа жизни подростков, впоследствии произведут положительное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал подростков.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ПОДРОСТКОВ

 

1.1. Психолого-физиологические особенности подростков

 

Подросток — мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте. Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения. Появляется чувство взрослости – возникает желание быть взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Важная особенность личности подростка — стремление к самоутверждению. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет ситуация успеха в коллективе. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. [23, с. 112].

 Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников. Подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе. Хотят заслужить уважение, но пренебрегают недостатками. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены одиночеством. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо, хотя сами они очень ранимы. Их настроение колеблется между оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Подростковый период – это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. [13, с. 40].              

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, специалистов по работе с молодежью, но и для самого подростка. [24, с. 27].

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности подросток, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе. Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым. Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников [17, с. 68].

Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой.

Следовательно, исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что учреждения культуры — это место где специалисты по работе с молодежью должны создать все условия для создания ситуации успеха каждого подростка, учитывая его особенности и таланты. Зарождая тягу к самоутверждению, общению и творчеству перерождая данные потребности в интерес к пению, к изобразительной грамоте, к моделированию, к проектированию, именно так подросток становится творческой личностью. У подростка появляется повышенный эмоциональный тонус, который нужно направить в нужное русло: увлечение спортом и здоровым образом жизни.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: