Социологическое исследование «Современные проблемы управления муниципальными учреждениями культуры Новоселицкого муниципального района Ставропольского края»

 

Развитие сферы культуры в сельской местности отличается своими особенностями. К ним относятся: ограниченность инфраструктуры досуговых учреждений, трудности привлечения к работе высококвалифицированных кадров, малочисленность и малодинамичность населения, меньшая, по сравнению с городом, ниша свободного времени, недостаточные возможности бюджетного и внебюджетного финансирования культуры и т.д. Все это создает определенные трудности для эффективной деятельности учреждений культуры и управления ими.  

Цель и задачи исследования заключались в выяснении значимости имеющихся проблем в работе учреждений культуры, их влияния на качество оказываемых социокультурных услуг и определении путей их преодоления.

База исследования -муниципальные учреждения культуры Новоселицкого муниципального района Ставропольского края:

- Муниципальное учреждение культуры «Районный историко-краеведческий музей», с. Новоселицкое;

- Муниципальное учреждение культуры "Новоселицкий районный Дом культуры, с. Новоселицкое;

- Муниципальное учреждение культуры «Падинский сельский Дом культуры», с. Падинское;

- Муниципальное учреждение культуры «Новомаякское социально-культурное объединение», п. Новый Маяк;

- Новоселицкая межпоселенческая центральная библиотека, с. Новоселицкое.

Методы исследования - экспертный опрос.

Выборка -в качестве экспертов выступили директора муниципальных учреждений культуры: 5 человек.

Экспертам была предложена анкета из 8 вопросов, позволяющих судить о степени компетентности экспертов (первые два вопроса), о значимости существующих проблем. Эксперты должны были проранжировать проблемы, оценить помощь отдела культуры и администрации, предложить свои пути их решении.

При анализе полученных ответов использовались также данные с сайта администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края.

1. Уровень Вашего образования:

а) Высшее, отрасль «Культура» - 3 эксперта

б) Среднее, отрасль «Культура» -2 эксперта

 

Рисунок 1.

2. Стаж работы в должности руководителя:

Все эксперты работают на должности директора учреждения свыше пяти лет. Это говорит о достаточно большом опыте руководящей работы, позволяющем компетентно судить об имеющихся проблемах в сфере культуры и возможностях их решения. Руководители в устной беседе отметили, что неоднократно сталкивались с различными трудностями и так или иначе находили выходы из ситуаций.

3. Ответы на 3 пункт анкеты распределились следующим образом:

Таблица 5

Ранжирование проблем муниципальных учреждений культуры по степени значимости

Место в рейтинге Проблема
1 потребность в модернизации учреждений культуры путем технического переоснащения и укрепления материально-технической базы.  
2 недостаточное выделение финансовых средств на пополнение, обновление библиотечного и музейного фондов, материально-технического обеспечения клубных учреждений и т.п.
3 недостаточно высокая квалификация (уровень образования) работников культуры;
4 малая возможность повышения квалификации работников культуры;
5 низкая заработная плата работников культуры;
6 необходимость развития кадрового потенциала, владеющего современными управленческими навыками, знаниями в области современного менеджмента и маркетинга в сфере культуры;
7 трудность нового квалифицированного пополнения кадрового состава учреждений культуры;
8 малочисленность кадрового состава учреждений культуры;
9 недостаточная обеспеченность муниципального района учреждениями культуры в отношении нормативной потребности в учреждениях культуры;

 

Наиболее значимой проблемой признана «потребность в модернизации учреждений культуры путем технического переоснащения и укрепления материально-технической базы». Несмотря на то, что учреждения культуры сосредоточены в сельских поселениях, культурные потребности жителей этих населенных пунктов являются такими же современными, как и у горожан. Между тем, оборудование во многих учреждениях культуры имеет многолетнюю историю и откровенно устарело. Отсюда малая посещаемость мероприятий и любительских коллективов такими возрастными группами как молодежь и люди среднего возраста, предпочитающие домашние и уличные досуговые занятия.

На втором месте по значимости выделена проблема «недостаточное выделение финансовых средств на пополнение, обновление библиотечного и музейного фондов, материально-технического обеспечения клубных учреждений и т.п.». Это подтверждается цифрами, приведенными в паспорте Новоселицкого района по данным на конец 2019 г. Объем средств выделяемых на культуру и кинематографию составил всего 2,9% (19,97 млн. рублей) от общей суммы расходов. Меньше было выделено только на физкультуру и спорт (1,2% от общей суммы расходов). На приобретение в учреждениях культуры израсходовано 1075,0 тыс. рублей[19].

Если учесть, что в районе сеть учреждений культуры составляет:

- Домов культуры - 9

- МОУ ДОД «Новоселицкая районная детская школа искусств» - 1

- МУК «Новоселицкая межпоселенческая центральная библиотека» - 1

- МУК «Районный историко-краеведческий музей» - 1

то нетрудно определить, что доля финансирования каждого учреждения явно недостаточна для приобретения современного оборудования и пополнения библиотечного и музейного фондов, причем, что сюда входят также заработная плата работников, административные расходы, оплата коммунальных услуг и т.д.

Третье место заняла проблема недостаточно высокой квалификации (уровня образования) работников культуры и примыкающая к ней малая возможность повышения квалификации работников культуры. Значимость этой проблемы видна даже из того, что из 12 руководителей учреждений социокультурной сферы только 5 имеют высшее образование, а 7 - среднее профессиональное. Что касается специалистов среднего звена, то среди них встречаются люди и вовсе без образования в области культуры. Это объясняется несколькими причинами: 1) среди работников много людей старшей возрастной группы, которые много лет проработали руководителями коллективов и т.п., имеют большой опыт и не видят уже необходимости повышать образовательный уровень; 2) большинство выпускников вузов культуры и искусств не хотят работать в сельской местности, предпочитая оставаться в городах, даже при невозможности использовать полученную профессию; 3) повышение квалификации затрудняется тем, что большинство образовательных услуг в центрах повышения квалификации платные. Работники не хотят или не могут тратить на это свои средства, а учреждения не всегда могут оплатить такие курсы.

Пятое место за проблемой «низкая заработная плата работников культуры». В сельской местности она стоит не так остро - наличие домашнего хозяйства, кое-где земельные паи, которые можно сдавать в аренду, смягчают ее. В то же время большинство работников культуры имеют ненормированный рабочий день, что не дает уделять много времени дополнительным заработкам. Поэтому повышение зарплаты все-таки остается важной проблемой.

Шестая проблема «необходимость развития кадрового потенциала, владеющего современными управленческими навыками, знаниями в области современного менеджмента и маркетинга в сфере культуры» трактовалась экспертами как необходимость появления в штатном расписании современных должностей хотя бы в минимальном объеме. Сейчас директор, худрук и т.п. совмещают в себе и специалиста в области пиара, и рекламщика, и продюсера и др. Если учесть также, что от учреждений культуры требуют обязательно иметь свой сайт и своевременно его наполнять, то нужен специалист и в этой области. Пока же им занимается обычно более-менее подкованный сотрудник, что ведет к упущению многих возможностей предоставляемых Интернетом.

На седьмом месте проблема «трудность нового квалифицированного пополнения кадрового состава учреждений культуры», которая была выделена самими экспертами. При анализе причин возникновения проблем уже отмечалось, что выпускники вузов культуры, даже получившие целевое направление неохотно едут или возвращаются в село, стараются любым способом остаться в городе. Это, естественно, отражается на качестве кадрового состава.

Восьмое и девятое места поделили проблемы «малочисленность кадрового состава учреждений культуры» и «недостаточная обеспеченность муниципального района учреждениями культуры в отношении нормативной потребности в учреждениях культуры». Они, по мнению экспертов, наименее остры, т.к. в 12 учреждениях культуры работает 173 работника[20]. Только один эксперт - директор районного историко-краеведческого музея поставил эту проблему на 7 место, т.к. считает, что необходима еще одна ставка научного сотрудника. Остальные эксперты придерживаются мнения о том, что большинство востребованных направлений по оказанию культурных услуг населению обеспечено необходимыми кадрами.

То же касается и выполнения нормативной потребности в учреждениях культуры. В каждом населенном пункте Новоселицкого района имеется клубное учреждение культуры, при котором функционируют филиалы библиотеки и музея. Поэтому поселения нуждаются скорее в учреждениях дополнительного образования и физкультурно-спортивной направленности.

Ответы на 4 вопрос анкеты «На какой балл из 10 вы оцените помощь районного отдела культуры в руководстве деятельностью муниципальных учреждений культуры (подчеркните)» распределились так:

 

 

 

Рисунок 2.

 

Итого средний балл - 7,6, т.е. ближе к 8 баллам. Эксперты считают, что отделу культуры надо активнее действовать на районную администрацию, отстаивая интересы сферы культуры, и теснее сотрудничать с краевым Министерством культуры Ставропольского края. Пока же в Новоселицком муниципальном районе даже нет целевой программы в области культуры.  

Точно такое же распределение баллов получила оценка помощи районной и поселенческой администрации.

Рисунок 3.

Эксперты отметили, что в целом администрация ориентирована больше на помощь образованию и социальной сфере. На них в 2019 году пошло:

 - образование – 364,53 млн. рублей (52,9% от общей суммы расходов);

- социальная политика – 153,05 млн. рублей (22,2% от общей суммы расходов)[21].

С одной стороны, это в русле общей государственной политики, обеспечивает лояльность граждан, повышает их уровень жизни. Но с другой - остаются недостаточно удовлетворенными культурные потребности населения. Поэтому необходимо увеличить внимание к сфере культуры.

Ответы на вопрос 6. «На каком уровне, по-вашему, должна преимущественно решаться каждая из проблем (отметьте нужной цифрой: 1 - федеральный, 2 - краевой, 3 - районный - муниципальный, 4 - поселенческо-учрежденческий. Можно выбрать несколько уровней)» выглядели так:

 Таблица 6

Уровни решение проблем муниципальных учреждений культуры

Уровень решения проблем Проблема
краевой, районный - муниципальный   потребность в модернизации учреждений культуры путем технического переоснащения и укрепления материально-технической базы.  
краевой, районный - муниципальный недостаточное выделение финансовых средств на пополнение, обновление библиотечного и музейного фондов, материально-технического обеспечения клубных учреждений и т.п.
федеральный краевой, районный - муниципальный, поселенческо-учрежденческий   недостаточно высокая квалификация (уровень образования) работников культуры;
федеральный краевой, районный - муниципальный, поселенческо-учрежденческий малая возможность повышения квалификации работников культуры;
федеральный, краевой, районный - муниципальный, поселенческо-учрежденческий низкая заработная плата работников культуры;
федеральный, краевой, районный - муниципальный, поселенческо-учрежденческий необходимость развития кадрового потенциала, владеющего современными управленческими навыками, знаниями в области современного менеджмента и маркетинга в сфере культуры;
краевой, районный - муниципальный, поселенческо-учрежденческий трудность нового квалифицированного пополнения кадрового состава учреждений культуры;
районный - муниципальный, поселенческо-учрежденческий малочисленность кадрового состава учреждений культуры;
районный - муниципальный   недостаточная обеспеченность муниципального района учреждениями культуры в отношении нормативной потребности в учреждениях культуры;
Итого: федеральный уровень - 4 краевой - 7 районный - муниципальный - 8 поселенческо-учрежденческий - 6  

 

 

Рисунок 4.

Меньше всего эксперты надеются на решение проблем на федеральном уровне, что выглядит правомерно, т.к. правительство должно заниматься общероссийскими проблемами и давать их самое общее решение, которое потом конкретизируется на более низких уровнях. А вот ответственность за сферу культуры на краевом, районном и поселенческо-учрежденческом уровне, по мнению экспертов, должна быть поделена примерно поровну. Тут можно говорить о степени охвата имеющихся проблем.

Например, проблема недостаточно высокая квалификации (уровня образования) работников культуры на учрежденческом уровне может решаться отслеживанием перспективных участников любительских коллективов, чтобы затем, подключив районную администрацию, дать им целевое направление в учебное заведение. На краевом уровне могут проводиться профессиональные смотры и конкурсы, а на федеральном - увеличить количество бюджетных мест в вузах и колледжах, в рамках национальных проектов - бесплатно повышать квалификацию работников культуры по различным программам за счет федерального бюджета.

Таким образом, требуется взаимодействие всех уровней управления учреждениями культуры.

Вопрос 7. Какие пути решения проблем вы видите на уровне учреждения. Тут эксперты предложили следующее:

· Применение возможностей фандрейзинга, краудфантинга т.е. сбор внебюджетных средств.

· Привлечение возможностей социальных сетей для работы с подростками, молодежью и людьми среднего возраста. Более активно продвигать на сайтах учреждений культуры рекламу, освещение событий культурной жизни, организовать викторины и конкурсы, проводить опросы населения т.д.

· Через интернет обмениваться опытом и материалами с работниками культуры в других регионах.

· Больше привлекать общественность к участию в деятельности учреждений культуры: расширить предложение участвовать в попечительстве над учреждением культуры.

· Проводить регулярные опросы населения по поводу удовлетворенности качеством работы учреждения культуры и выдвижения предложений по их оптимизации.

· Необходима персональная работа с кадровым составом, применение современных методов управления, позволяющих стимулировать заинтересованность работников в результатах труда, в личностном и профессиональном развитии. Причем, в качестве стимулов должны выступать не только материальное поощрение (что затрудненно в нынешней ситуации), но и моральные.

· Необходимо вести предпрофессиональную подготовку будущих работников культуры, заранее готовить их к поступлению в учебные заведения.

· Убедить кадровых работников повысить свою квалификацию в рамках национального проекта «Творческие люди».

На восьмой вопрос «Какие пути решения проблем вы видите на муниципальном уровне»? эксперты ответили, что главное - это постоянное взаимодействие с районной и поселенческой администрацией. Для этого надо, прежде всего, принять комплексную целевую программу по развитию сферы культуры в Новоселицком муниципальном районе Ставропольского края. В программе предусмотреть увеличение финансирования учреждений культуры, модернизацию их материально-технической базы, расширение кадрового состава. Программа должна быть ориентирована на удовлетворение культурных потребностей всех социально-демографических групп населения. 

Общим выводом исследования можно считать, что муниципальным учреждениям культуры Новоселицкого района Ставропольского края присущи те же проблемы, что и всей отрасли культуры в целом. Ее реформирование идет, национальные проекты призваны сдвинуть ситуацию в лучшую сторону, повысить посещаемость всех видов учреждений культуры, сделать повсеместно доступными культурные услуги, возможности самовыражения. Но экономическая ситуация в целом пока не позволяет полностью решить существующие проблемы. Административные органы прилагают усилия, но их явно недостаточно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цикл развития культуры тесно связан с развитием общества. Периоды экономических реформ наступают время от времени, и каждый раз учреждениям культуры необходимо изобретать что-то новое, чтобы «выжить», или же полностью исчезнуть организации, быть подавленной кризисом.

На современном этапе экономические реформы начались с конца советского периода. Сегодня учреждения культуры также активно меняются под тяжестью изменений во внешней среде.

Тем не менее, современные проблемы во многом напоминают существовавшие многие десятилетия. Среди них основными являются:

- проблема недостатка квалифицированных кадров в учреждениях культуры, имеющих специальное профессиональное образование. К ней примыкает и проблема повышения квалификации, соответствия специалистов современным требованиям;

- проблема финансового обеспечения деятельности учреждений культуры;

- проблема ресурсного обеспечения, создания современной материально-технической базы.

Данные проблемы мешают как эффективной деятельности, так и управлению учреждениями культуры. Положение угубляет конкуренция за потребителя культурных услуг со стороны коммерческих досуговых учреждений. Если в сельской местности эта конкуренция выражена пока неясно, то в городской среде коммерческие структуры начали играть ведущую роль.

Во многом составляет проблему и традиционный механизм управления учреждениями культуры, отсутствие в штатном расписании современных должностей, например, маркетолога, отчего деятельность муниципальных культурно-досуговых организаций сильно проигрывает. Обеспечение связи с общественностью, информационной составляющей, рекламы и т.п. - все это пока остается на случайных людях, часто не умеющих профессионально организовать работу. Лучшим подтверждением наличия данной проблемы служат «пустые» сайты даже хорошо работающих Домов культуры, библиотек и т.д.

Опираясь на результаты проведенного исследования можно дать следующие рекомендации:

1. Решение кадровой проблемы для сельских муниципальных учреждений культуры заключается в отслеживании талантливых участников любительских коллективов, инициаторов волонтерского движения и направлении их на получение образования в области культуры. Современная тенденция выдачи целевого направления в колледж или вуз культуры с последующей  обязательной отработкой в назначенном учреждении дает возможность наполнить штат нужными специалистами, имеющими специальное образование.

2. Проблема повышения квалификации или переподготовки уже работающего кадрового состава сельского учреждения культуры может быть решена за счет:

а) использования возможностей национального проекта «Творческие люди», где бесплатно ведутся образовательные программы по самым современным технологиям социально-культурной деятельности и искусства;

б) дистанционного обучения (к сожалению, уже платного) в вузах и колледжах культуры, различных образовательных центрах, которое стало широко внедряться в последнее время;

в) удаленного или он-лайн общения с коллегами из различных регионов, обмена опытом и методическими материалами, а также путем самообразования, обращения к ресурсам, предоставляемых интернетом (самостоятельное изучение различных курсов, чтение литературы по профессии и т.д.).

3. Проблема недостаточного финансирования сферы культуры может быть решена только комплексными усилиями всех заинтересованных сторон. Сюда входит:

а) посильное для районного уровня увеличение бюджетного финансирования, участие в краевых и федеральных целевых культурных программах, получение государственных грантов;

б) оказание платных услуг, самофинансирование;

в) обращение к спонсорам из коммерческих структур;

г) обращение к новым источникам и технологиям внебюджетных средств - грантам общественных организаций и фондов; фандрайзингу, реализации продукции любительского творчества и т.д.  

На сегодняшний день существует достаточно много источников и разработаны новые технологии получения средств для культурной деятельности. Беда в том, что пока что администрация учреждений культуры недостаточно активно их использует. Поэтому основная задача здесь - активизировать усилия и чаще применять эти технологии.

4. Проблема модернизации материально-технической базы тесно связана с предыдущей проблемой, т.к. получение необходимых ресурсов в основном упирается в наличие необходимых средств для их приобретения. Но тут есть и свои аспекты: возможна не только покупка или оплата ремонта необходимого оборудования. Достаточно часто материальные ресурсы  можно получить в форме дарения от частных благотворителей, так же, как, например, ремонт помещения, транспортные услуги и т.д. Общественные советы, Советы попечителей уже помогают деятельности учреждений культуры, ее обеспечению. Задача же самих административных органов - координировать совместные действия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: