Формы организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования отличаются большим разнообразием по сравнению со школой. Они направлены на создание в учреждении дополнительного образования лучшего качества развития творческих способностей детей на основе творческих инициатив учащихся и педагогов.
По своему содержанию дополнительное образование α детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы творческой α личности.
В настоящее время α дополнительное образование детей α представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
- художественное;
- научно-техническое;
- техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно - спортивное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
|
|
- экономико-правовое.
Содержание дополнительного α образования детей обуславливается тремя α аспектами:
- во -первых, его специфическими условиями,
- во-вторых, целями и задачами,
-в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.
Развитие ребенка α в процессе обучения в α системе дополнительного образования α осуществляется α в α трех взаимопроникающих направлениях:
- личностный α рост α ребенка;
- совершенствование и развитие его в α избранном α виде деятельности, т.е. предметно- деятельной α сфере;
- повышение α его α функциональной α грамотности.
Таким α образом, каждоеα направление α развитияα детского α творчестваα в учреждении дополнительного образования требует организации α педагогически α продуманных α условий α с α α учетом α α возможностей каждого α α участника α α педагогического α α процесса α α индивидуально.
Структура и деятельность Центра творчества «Калейдоскоп» ст. Медведовской
В α α дополнительном α α образовании α следует α использовать α такой α мощный ресурс α развития α творческих α способностей, как α единство и взаимодействие α искусств, что в α обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе α с α тем α данная α форма α работы с α одаренным α ребенком α таит α серьезные α опасности. Очень важно не α создавать у α него «чувства исключительности» и α потому, что α оно α может α не получили α подтверждения α в α дальнейшей α жизни, и α потому, что α кружки и студии α посещают не α только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны α складываться α гармонично.
|
|
В систему работы α дополнительного образования заложен большой образовательный, воспитательный потенциал развития.Хочется отметить, что α в Краснодарского α края с α 2015 года начала реализовываться Федеральная α целевая α программа по поддержке учреждений дополнительного образования детей «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации», основными задачами которой является создание условий для разработки стратегии, тактики дополнительного образования детей, направленных на изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни, успешную социализацию детей, формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации, проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и α выбора профессии. Результаты творческой деятельности детей высоко оцениваются на районных, зональных, краевых всероссийских α и α международных α конкурсах.
В качестве примера развития творческих способностей у детей и подростков хочется привести структуру и деятельность муниципального бюджетного α учреждения дополнительного образования Центра творчества «Калейдоскоп» Тимашевского α района α Краснодарского края.
Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр α творчества "Калейдоскоп" муниципального образования Тимашевский район (МБУДО ЦТ "Калейдоскоп"). Центр творчества расположен по адресу: Краснодарский край, Тимашевский α район, станица α Медведовская, улица α Фадеева, 42.
Управление МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» осуществляется в соответствии принципов единоначалия и коллегиальности. Текущее руководство осуществляется единоличным исполнительным органом МБУДО α ЦТ «Калейдоскоп», в α лице α директора.
В ЦТ «Калейдоскоп» наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Права, обязанности α и α ответственность α работников α Центра α творчества «Калейдоскоп» α устанавливаются законодательством, Уставом, лицензией, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями об административном α контроле, о α промежуточной α и α итоговой α аттестации детей, о методической службе, о методическом объединении, о педагогическом и методическом советах и иными локальными нормативными актами МБУДО ЦТ «Калейдоскоп», должностными инструкциями α и α трудовыми α договорами.
Данный α центр осуществляет образовательную деятельность в α различных α направлениях:
- художественное;
- техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно - спортивное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое.
Особой популярностью пользуются у детей объединения художественно-эстетическойα направленности, в которых ведется образование по α таким α видам α деятельности α как: хореография, α театрализация; эстрадный и α народный вокал; декоративно-прикладное и изобразительная α творчество.