Поα даннымα государственнойα статистики, наиболееα плодотворно развиваетсяα сетьα Центров, Дворцов иα Домовα творчества детейα иα молодежи, спортивныеα школы, станцииα юныхα техников, натуралистов, туристов, детскиеα паркиα и стадионы, клубыα юныхα моряков, музыкальныеα школы и школы национальныхα искусств, различногоα рода школы-комплексы. Выделяютα следующиеα виды учреждения дополнительногоα образования: Центр, дополнительногоα образования, Дворецα (Дом), клуб, станция, детскийα парк и др. Рассмотримα классификациюα учреждений дополнительногоα образованияα подробнее.
Центр, как учреждение дополнительного образования,- многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей деятельности, создавая, обеспечивая и развивая образовательную среду социокультурного и профессионального определения и реализации личности. [6, с. 157]. В составеα такихα учрежденийα могут быть театры, студии, мастерские, станции, клубы, школы, музеи. В этомα многообразии можноα выделить следующие виды Центров:
- Центр дополнительного образования детей;
- Центр развития творчестваα детей и юношества;
- Центр творческогоα развития и гуманитарного образования;
- Центр детско-юношеский, детского творчества;
- Детский социальный центр (подростковый);
- Центрα внешкольнойα работы.
- Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
- Центрα детскогоα и юношеского туризмаα и экскурсий (юных туристов);
-Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юныхα техников);
- Центрα детскийα морской;
- Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
- Центрα детскийα оздоровительно - образовательный (профильный). [6, с. 159].
Школаα вα системе дополнительного образованияα детей представляет собой такой вид образовательного учреждения, который решает комплексные и разно уровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки и выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего α полученный уровень образования программы. [6, с. 180]. Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов, которая α представлена совместными достижениями и традициями, наличием преемственности между уровнями обучения и поколениями педагогов и учащихся. Такиеα учреждения могут различаться по следующим основаниям:
- уровню α (коррекционные, базовые, продвинутые);
- ступенямα обучения (начальное, основное, профессиональное);
- профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный иα т.д.).
Наα основании выше сказанного α определяют следующиеα виды школ:
- школа поα различнымα областям науки и техники,
- по различнымα видамα искусств,
- детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в том числе олимпийского резерва).
Дворец (Дом) - самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.). Выделяют α α следующие α виды α Дворцов:
- Дворец α детского (юношеского) творчества, творчества α детей и молодежи;
- Дворец учащейся молодежи,
- Дворец α пионеров α и школьников,
- Дворец α юных α α натуралистов,
- Дворец α спорта для α детей и юношества,
- Дворец художественного α творчества (воспитания) детей,
- Дворец (Дом) детский α культуры искусств.
Различают следующие виды домов:
- Дом αдетского α творчества;
- Домα детства и юношества, учащейся молодежи;
- Домα пионеров α и α школьников;
- Дом юных α натуралистов;
- Дом детскогоα (юношеского) технического творчества (юных техников);
- Домα детского и α юношеского α туризма α и экскурсий (юных туристов);
- Дом художественного творчества (воспитания) детей;
- Детский αдом α культуры (искусств).
Клуб - объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубы могут различаться по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные), по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.) и по степени организованности (официальные и неформальные). Различают следующие виды клубов: клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детско-юношеский физической подготовки детский экологический (эколого-биологический) и многие другие. [6, с.83]
Ещеα один α вид профильного учреждения дополнительного образования – это Станция.
Видыα станций:
- Станцияα юныхα натуралистов;
- Станцияα детскогоα (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
- Станцияα детскаяα экологическая (эколого-биологическая);
- Станцияα детскогоα и юношескогоα туризмаα и экскурсий (юных туристов).
Такимα образом, специфическиеα условия дополнительного образованияα детейα заключаются, преждеα всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающееα его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательныйα процесс, ребенок и α егоα родители тем α самым α доверяют α педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестицииα станет эффективная творчески α развивающаяся α личность.
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ МБУДО ЦТ «КАЛЕЙДОСКОП» СТ. МЕДВЕДОВСКОЙ