Охарактеризуйте Конституцию Речи Посполитой 3 мая 1791г

Конституция 3мая 1791 г., официально именовавшаяся “Правительственным законом”, была принята Чрезвычайным сеймом Польши, начавшим свою работу в 1788 году и вошедшим в историю польского государства под названием четырехлетнего конфедеративного сейма.

В ходе Чрезвычайного сейма, открывшегося 6 октября 1788 г., выявились две борющиеся группировки, из которых указанная “патриотическая партия” выступала за проведение необходимых умеренных реформ, а старошляхетская партия отстаивала существовавшие порядки.

В результате проведенных довыборов удалось соотношение сил в сейме изменить в пользу группировки “патриотической партии”, и уже в начале 1791 года сеймом были приняты два важных закона — закон о реорганизации сеймиков (март 1791 г.) и закон о городах и о положении мещан (апрель 1791 г.).

Одновременно с этим в кругу доверенных лиц на собраниях у маршала сейма происходило составление проекта новой Конституции.

3мая 1791 г. подготовленный проект Конституции был принят сеймом с упрощенной процедурой. День утверждения Конституции был назначен по инициативе “патриотов”, воспользовавшихся тем, что в этот период большинство участников оппозиции отсутствовало на заседании сейма, находясь еще на каникулах. Это вызвало протесты со стороны реакционного лагеря, но через 2 дня под давлением шляхты и мещанства новая конституция официально была объявлена “Правительственным законом”, и, кроме того, сейм особым законом установил, что все выступления и протесты против Конституции не имеют никакой силы.

Несмотря на ограниченный характер новой Конституции, она являлась значительным шагом вперед в законодательстве польского государства.

Во-первых, Конституция установила единые органы государственной власти и управления для всей территории страны.

Во-вторых, в основу Конституции был положен буржуазный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), а также были провозглашены так называемые “гражданские свободы”, по существу подтверждавшие привилегированное [положение магнатов, шляхты и духовенства и предусматривавшие некоторые льготы для зажиточной части мещанства.

Небезынтересно отметить, что польская Конституция 3мая 1791 г. была вторым в мире конституционным законом такого вида после Конституции США 1788 года.

Все же следует подчеркнуть, что буржуазные принципы Конституции носили явно ограниченный характер и не повлияли существенно на изменение общественного строя, в котором доминирующее значение продолжали занимать феодальные устои. Иначе говоря, конституционная реформа означала изменение формы государственного правления, то есть провозглашала конституционную монархию, но тип государства оставался без изменений — феодальный.

Как уже указывалось, принятая Конституция, касаясь вопросов общественного строя, прежде всего сохраняла все основные привилегии и вольности духовных и светских феодалов и в первую очередь владетельной шляхты, за которой сохранялись даже привилегии времен “Артикулов Генриха” 1573 года.

Однако наряду с этим включенный в качестве органической части Конституции закон о городах от 17 апреля 1791 г. значительно расширил права имущей части мещан. Так, владельцы недвижимости в городах, именуемые “посесионатами”, получали право неприкосновенности личности, право занимать некоторые административные, судебные и духовные должности, право выступать в качестве адвокатов в судах всех инстанций, право на получение низших офицерских чинов и т. п. Кроме того, существенным моментом в расширении прав зажиточного мещанства явилось право приобретения им земельных владений и связанное с этим право нобилитации. Сущность нобилитации заключалась в том, что мещане, приобретавшие земельные владения, могли ходатайствовать перед сеймом о принятии их в число шляхтичей. Основанием для нобилитации было также получение больших доходов или наличие заслуг на государственной и военной службе. Нобилитация означала характерный в период перехода от феодализма к капитализму процесс слияния части феодалов с зарождавшейся буржуазией.

Положение крестьянства по Конституции в основном оставалось без изменений, хотя государство приняло под свою охрану соблюдение договоров между феодалами и их крестьянами. Таким образом, общественное устройство по новой Конституции не претерпело радикальных (изменений.

Более существенные изменения были произведены в области политического строя польского государства. Конституция отменила liberum veto, упорядочила работу самого сейма, придав ему черты высшего законодательного органа Польши. При этом было подтверждено преимущество нижней палаты сейма. Исполнительная власть была предоставлена королю и находившемуся при нем совету, именуемому “стражем законов” (Straz Praw), в который входили примас, военный министр, министры полиции, финансов, иностранных дел и хранитель печати. Король лишался права издавать распоряжения без согласия совета. Избираемость королей заменялась избираемостью династий.

Для управления на местах (воеводствах, поветах) были утверждены так называемые “Военно-гражданские комиссии порядка”, которые состояли из “комиссаров”. Передача власти на местах “Комиссиям порядка” означала по существу отмену института старост.

Конституция определяла подробный перечень действовавших в стране судов и содержание их компетенции. Судебная организация в основном сохраняла свой сословный характер.

Суды первой инстанции учреждались как постоянно действующие в целях более быстрого разрешения судебных дел.

Принятие Конституции 3мая 1791 г., несмотря на ее ограниченный характер, было все же прогрессивным явлением в жизни Польши, ибо содействовало ликвидации феодальной анархии, несколько ограничивало произвол и могущество магнатов, признавало в качестве общественно-социальной силы зарождавшуюся буржуазию.


Список литературы:

1. Ігнатоўскі У.М. Кароткі нарыс гісторыі Беларусі. – Мн., 1992.

2. История Советской Конституции (в документах) (1919 – 1960 гг.)

3. Круталевіч В.А, Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. – Мн., 1998.

4. История Беларуси, вторая половина XVI - конец XVIII в.: учеб. пособие. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Белозорович, И. П. Крень, Н. Н. Ганущенко. - Минск: Изд. центр БГУ, 2010. - 191 с.: ил.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: