Маршруты перевозок грузов помашинными отправками

Длина маршрута lм складывается из расстояния, проходимого автомобилем от первого пункта погрузки до последнего пункта разгрузки, расположенных на данной транспортной схеме, и расстояния, проходимого при возвращении в первоначальный пункт погрузки.

Оборот – законченный цикл движения на маршруте с возвращением в начальный пункт.      

Длина маршрута lм – длина этого пути.

Время оборота tо состоит из времени прохождения длины маршрута (т.е. из времени движения за оборот tдо) и суммы затрат времени, связанных с выполнением грузовых операций ∑tпв.

При выполнении перевозок грузов помашинными отправками (когда автомобиль с грузом следует в адрес только одного грузополучателя) различают маятниковые, кольцевые и радиальные схемы, а при доставке грузов мелкими отправками – развозочные, сборные и развозочно-сборные транспортные схемы.

 

МАЯТНИКОВЫЕ МАРШРУТЫ

Маятниковым маршрутом называется такая схема следования автомобилей, когда движение между конечными пунктами в прямом и обратном направлениях, как правило, происходит по одной и той же трассе, и может многократно повторяться.

Маятниковые маршруты бывают четырех видов:

- с обратным не груженым пробегом;

- с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перевозок;

- с груженым пробегом в обоих направлениях;

- с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой (в обратном направлении перевозится меньше груза, чем в прямом).

На маятниковом маршруте, с обратным не груженым пробегом за каждый оборот выполняется одна ездка.

 Тогда

tо = tе = tп + tдг + tв + tдх. (29)

 

где tп – время простоя автомобиля при погрузке; tдг – время движения с грузом; tв – время простоя при разгрузке; tдх – время движения без груза.

 

А – пункт погрузки;

В – пункт разгрузки;

 lг – расстояние перевозки груза за ездку;

 lх – пробег без груза за ездку

 

Особенности маршрута:

- самый простой в организации маршрут;

- маршрут работы автомобилей при односторонних грузопотоках;

- маршрут работы специализированных транспортных средств (самосвалы, битумовозы, бензовозы, муковозы, молоковозы, панелевозы и т.п.);

- половина пробега автомобиля за оборот происходит без груза;

- самая невыгодная схема работы для перевозчика, потому что клиенты обязаны оплачивать только пробег с грузом.

В случае организации перевозок грузов по схеме маятникового маршрута, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перевозок за каждый оборот выполняется две ездки, и при этом подразумевается, что в прямом и обратном направлениях перевозится равное количество груза за каждую ездку (γ1 = γ2).

 

 

Пробег без груза на маршруте обозначен индексом 2, т.е. lх2, потому что этот пробег относится к выполненной перед ним ездке с грузом. Автомобили за оборот дважды попадают в погрузочные и разгрузочные пункты, но здесь имеется один пункт, только погрузочный, – А, один пункт, только разгрузочный, – С и один погрузочно-разгрузочный – В. Количество транспортной работы, которое выполняется при доставке груза в обратном направлении, меньше, чем в прямом. Эта особенность должна учитываться в дальнейшем при расчете потребности в транспортных средствах и ресурсах.

Особенности маршрута:

- транспортно однородный груз, т.е. для перевозки грузов в обоих направлениях возможно использование одних и тех же транспортных средств;

- время оборота по данному маршруту не должно превышать время в наряде;

- в сравнении с предыдущим маршрутом, здесь автомобиль более половины пробега за оборот проходит с грузом, что предпочтительнее для перевозчика;

- часть пробега автомобиля за оборот происходит без груза;

- это более сложный в организации маршрут, чем ранее рассмотренный маятниковый с обратным не груженым пробегом.

 

При перевозке грузов на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом за каждый оборот выполняется две ездки и каждый пункт маршрута является погрузочным и разгрузочным. За время оборота автомобиль дважды попадает в пункты погрузки и разгрузки. Организация перевозок грузов по маятниковым схемам с обратным полностью груженым пробегом наиболее рациональна, т.к. большинство времени и весь пробег на маршруте используется для производительной работы.

 

Рис. 9. Схема маятникового маршрута,

с обратным груженым пробегом,

но разной загрузкой

 

- наиболее выгодный маршрут и для водителя, и для АТП;

- транспортно-однородный груз, т.е. для перевозки грузов в обоих направлениях возможно использование одних и тех же транспортных средств;

- время оборота по данному маршруту не должно превышать время в наряде;

- имеются сложности в организации данного маршрута, поскольку так работать хотят все АТП и водители.

На маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой в обратном направлении перевозится меньше груза за каждую ездку, чем в прямом, т.е. коэффициент использования грузоподъемности при перевозке в прямом направлении γ1 больше коэффициента использования грузоподъемности γ2 в обратном направлении.

На таком маршруте весь пробег за оборот производительный, но величина транспортной работы по направлениям разная.

Особенности маршрута:

- менее выгодный маршрут по сравнению с предыдущей схемой;

- транспортно-однородный груз, т.е. для перевозки грузов в обоих направлениях возможно использование одних и тех же транспортных средств;

- время оборота по маршруту не должно превышать время в наряде;

Схема маятникового маршрута,

с обратным груженым пробегом,

но разной загрузкой

 

- более распространенная схема работы транспортных средств, чем предыдущий маршрут.

В практической деятельности автомобильного транспорта маятниковые маршруты получили широкое распространение при перевозках массовых грузов помашинными отправками. Одной из причин этого является наличие большого количества мелких частных перевозчиков, слабое использование ими экономико-математических методов в планировании маршрутов (транспортных схем) доставки грузов, практика «самовывоза».

Сложившееся в настоящее время положение отрицательно влияет на себестоимость выполнения перевозок и экономику страны.

 

КОЛЬЦЕВЫЕ МАРШРУТЫ

 

В пятидесятые годы прошлого века применение кольцевых маршрутов было предложено, в том числе для того, чтобы повысить эффективность использования транспортных средств на односторонних грузопотоках (прежде всего в добывающей отрасли и строительстве). Кольцевой маршрут представляет собой замкнутый контур, образующийся при движении автомобилей через ряд погрузочных и разгрузочных пунктов. Пункт начала маршрута является его конечным пунктом.

Условия организации кольцевых маршрутов:

- суммарный пробег с грузом за оборот на маршруте должен быть больше суммы холостых пробегов за тот же оборот;

- транспортно-однородный груз, т.е. для перевозки грузов по всем звеньям маршрута возможно использование одних и тех же транспортных средств;

- время оборота по данному маршруту не должно превышать время в наряде автомобиля;

- грузы должны быть доставлены в течение одного временного периода (например, за смену).

В зависимости от взаимного расположения грузовых пунктов и транспортных связей схемы маршрутов могут иметь различный вид.

.

                                                                                                                                  

Рис. 10. Схемы кольцевых маршрутов

Рассмотрим обоснование организации кольцевого маршрута на примере. Из пункта А (завод ЖБИ) в пункт В (строительный объект 1) запланирована перевозка фундаментных бетонных блоков, для чего возможно использование автотранспортного средства с бортовым кузовом. Из пункта С (кирпичный завод) запланирована перевозка кирпича на поддонах в пункт Д (строительный объект 2), для чего используется также автотранспортное средство с бортовым кузовом. Расстояние между А и В – 35 км; между С и Д – 38 км. Между пунктами А и Д, В и С существуют транспортные связи, протяженность которых соответственно 25 и 28 км. Время погрузки равно времени разгрузки, их сумма составляет 0,5 часа. Время в наряде автомобиля 8 часов. Городские условия эксплуатации. Средняя техническая скорость равна 25 км/ч. При перевозке заявок по маятниковым маршрутам, с обратным не груженым пробегом (рис. 11,а) сумма пробегов за оборот составит 146 км, из которых 73 км составит холостой пробег (без груза). Суммарное время работы составит

146/25 + 2 ∙(0,5+0,5)=7,84 часа.

Для организации перевозок по кольцевому маршруту (рис. 11,б) необходимо выполнение требований, изложенных выше:

- первое требование выполняется, т.к. lг1 + lг2 > lх1 + lх2, или 35+38>25+28;

- третье требование выполняется, т.к. время оборота (35+28+38+25)/25+2∙(0,5+0,5) =7,04 часа меньше 8 часов, и маршрут может быть исполнен.

Общий пробег автомобиля на кольцевом маршруте составил 126 км, или на 20 км меньше, чем в первом случае. Пробег с грузом не изменился, а холостой пробег стал меньше, т.е. для АТП и водителя кольцевой маршрут выгоднее. Доходы АТП и зарплата водителя те же, а расходы АТП и работы водителя меньше.

Но иногда целесообразна организация кольцевого маршрута, даже если суммарный пробег с грузом за оборот несколько меньше, чем суммарный холостой пробег за тот же оборот. В этом случае учитывают все непроизводительные пробеги по кольцевой и маятниковым схемам, включая нулевые, и если окажется, что суммарный непроизводительный пробег при кольцевой схеме перевозок меньше, то принимается решение в пользу кольцевой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: