III. Работа по теме урока

Тема урока: «НАБРОСКИ С НАТУРЫ МОДЕЛИ ДОМИКА».

Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе; фронтальная и угловая перспективы; знакомство с жилищем крестьян северного типа.

 

Оборудование: для учащихся – бумага, карандаш; для учителя – натурный материал, методическая таблица «Последовательность рисования ящика».

 

Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, рисунки изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях; репродукции: Г.Нисский «Подмосковная зима», И.Репин «Невский проспект»; фотографии архитектурных памятников.

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к работе.

 

II.  Введение в тему урока.

     С древних времен человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

 

- Зачем людям дом?

 

Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

    

Дерево – один из любимых в народе материалов, а русские художественные изделия из дерева известны далеко за пределами нашей страны. Так, например, на одной из международных выставок в Париже была представлена целая деревянная изба с полным ее убранством, выполненная без какой – либо металлической строительной детали.

 

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклеть (погреб) – с подземным миром.

 

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя человека с космосом.

 

- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

 

Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель.

 

Мягкий, ароматный, теплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

 

На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

 

Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. (см. Приложение 1)

 

В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

 

Особым местом дома считали окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. (см. Приложение 2)

 

Наличники окон оформлялись особенно пышно. Нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подводный и водный мир.

 

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. Под руками мастеров рождалось настоящее «деревянное кружево». Украшали резьбой не только дом, но и хозяйственные постройки, амбары, ворота. (см. Приложение 3)

                                 …Я любил этот дом деревянный,

                                 В бревнах теплилась грозная мощь,

                                 Наша печь как-то дико и странно

                                 Завывала в дождливую ночь.

                                                                             С. Есенин

Архитектура, особенно древняя, сохранившаяся до наших дней, считается памятником архитектуры. Память. Памятник. Не случайно слова эти имеют один корень. Мы очень бережно должны относиться к памятникам истории и культуры – это показатель нашей духовной зрелости.

 

                                 Два чувства дивно близки нам –

                                 В них обретает сердце пищу –

                                 Любовь к родному пепелищу,

                                 Любовь к отеческим гробам.

                                 Животворящая святыня!

                                 Земля без них была б мертва…

                                                                        А.С.Пушкин

 

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ

 

Наличники – декоративное оформление окон.

Причелина – доска, идущая по свесу, закрывающая наружные концы подкровельных слег.

Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

  Охлупень – тяжелое бревно, имеющее в нижней части паз. Закрывает сверху стыки тесовой крыши.

 

III. Работа по теме урока.

     Тема нашего урока «Наброски с натуры модели домика». На данном уроке вы вспомните простейшие закономерности линейной перспективы и познакомитесь с правилами объемного изображения.

 

Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. (см. Приложение 4)

 

Умение рисовать здания важно для архитекторов.

 

Посмотрите на модель домика. Во-первых, это главная жилая часть – громадный параллелепипед (не случайно «коробочными зданиями» называют теперь стандартную архитектуру жилых домов), во-вторых, крыша, заключающая в своей форме треугольную призму, лежащую на боку, или пирамиду с широким основанием, в-третьих, трубы, первоосновой их формы является цилиндр или четырехугольная призма.

 

Ребята, давайте повторим некоторые правила линейной перспективы, известные вам с начальных классов:

 

1. Предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся меньше, на линии горизонта кажутся точкой.

2. Удаляющиеся в глубину параллельные линии (к примеру, рельсы, дорога) зрительно воспринимаются сближающимися.

3. Все, что в натуре имеет вертикальное направление, и на рисунке вертикально (дома, столбы и т.д.).

 

Перспектива бывает:

· фронтальная – при расположении предмета одной из сторон прямо по отношению к рисующему;

· угловая – при расположении объекта к рисующему под углом;

· воздушная – ослабление резкости и четкости видимых очертаний и цвета предметов по мере их удаления.

 

Ребята, посмотрите, как надо рисовать предметы в угловом положении, например, куб (см. Приложение 5). Начинали рисунок куба с переднего ребра. Из ребер оно самое большое, потому что к нам ближе всего. Если к низу ребра приложить горизонтально карандаш или линейку, легко можно увидеть, что нижние линии боковых граней куба пойдут вверх. Верхние линии этих граней должны сближаться с нижними. Правая грань повернута к нам сильнее, поэтому в рисунке она делается шире, чем левая.

 

Очень важно определить положение углов верхней грани куба – переднего и дальнего.

 

Посмотрите на рисунок другого предмета – ящика (см. Приложение 6). Скажите, похожи здесь правила рисования на те, что мы только что рассмотрели? Его рисуют в таком же порядке, как и куб, но учитывают, что обычно ящики бывают удлиненной формы. Полезно сделать рисунок как бы прозрачным, чтобы проследить, как изменяется форма дна и где будет находиться заднее ребро ящика.

 

Выполнив линейный рисунок, надо стереть ненужные линии и проверить правильность изображения. Затем наносить светотень.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: