Характеристика функций учреждений культуры

Каждое учреждение культуры имеет свои функции, которые позволяют им в полной мере осуществлять деятельность. «Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей».[7]

Функции бывают:

1. Постоянные,

2.Основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),

3. Вспомогательные,

4.Временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

Учреждения культуры ставят своей целью развитие гармонически развитой личности, ее саморазвитие и реализацию в социуме. Всем функциям присущи взаимосвязь и взаимозависимость. На них могут влиять социально-экономические факторы, рыночные отношения, процессы обновления российского общества.

«Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности, её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский); на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества в муниципальных учреждениях культуры)».[8]

Существует 4 основных функций социально-культурной деятельности. К ним относятся:

1.Коммуникативная.

2.Информационно-просветительная.

3.Культуротворческая.

4.Рекреативно-оздоровительная.

 

В зависимости от вида деятельности и типа учреждения культуры функции могут дополняться и расширяться. Это делается для того, чтобы осуществить деятельность в полной мере.

Однопрофильные учреждения теперь становятся многопрофильными и многофункциональными. Сегодня, стало уделяться больше внимания рекреационным проблемам и просветительным задачам.

 

Таблица 2

ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Вид учреждения Функции
Клуб Выступают центрами общения людей, организуют досуг населения как в сельской местности, так и в больших городах. Удовлетворяют потребности детей в творчестве и саморазвитии, организуют детский отдых во время вне учебы, дают возможность реализовать человеку его гедонистические потребности, «создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников».[9]
Парк культуры и отдыха Организовывают досуг населения на открытом воздухе, создают оптимальные условия для использования природных ресурсов, помогают ознакомить население с экологической стороной досуга, выполняют функцию рекреации населения, поддержания общего физического тонуса, выполняют также познавательную и просветительную функции.
Библиотека Выдача книг читателям как для просмотра в читальном зале, так и для пользования дома, книгоношество по домам, организация передвижных библиотек, проведение «книжных вечеров», квестов, творческих встреч, на которых читатели и гости библиотеки проявляют свои таланты и творческие способности.
Музей Экспонирование и собирание материальных и духовных ценностей. Проведение экскурсий, анимационных экскурсий, выставок, чтение лекций, проведение акций совместно с другими учреждениями культуры. Организация научно-просветительской деятельности.
Кинотеатр Основная функция-показ фильмов населению, но есть и ряд других функций. Организация и проведение творческих встреч, премьер, закрытых показов, встреч с депутатами, бесед, концертов творческих и самодеятельных коллективов.
Центры досуга «Культурно-досуговый центр выполняет следующие функции: Развлекательную. Стимулирующую. Коммуникативную. Информационно-методическую. Обучающую. Физкультурно-оздоровительную».[10]
Культурно-спортивные комплексы «Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи». [11] Осуществляют досуг, творческое и физическое развитие детей. Дает возможности раскрытия новых талантов, раскрепощения, физической силы.

 

ГЛАВА 2. ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СТ.ЛЕНИНГРАДСКОЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: