Традиционные и инновационные формы работы учреждений культуры в России

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по предмету «Теория и история СКД»

на тему: РАСШИРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В СТ.ЛЕНИНГРАДСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД/бак-18 ЗФО

Булавина К.И.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

Павлова О.А.

д-р филол. наук,  доцент кафедры СКД

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар

2020

 



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  
1.1Традиционные и инновационные формы работы учреждений культуры в России................................................................................................................   6
1.2 Характеристика функций учреждений культуры........................................ 16
ГЛАВА 2. ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СТ.ЛЕНИНГРАДСКОЙ  
2.1 Общая характеристика учреждений культуры ст. Ленинградской Краснодарского края……………………………………………………………   21
2.2 Социологическое исследование на тему: «Особенности воздействия инновационных форм работы учреждений культуры в ст. Ленинградской Краснодарского края»…………………………………………………………..     25
2.3 Аналитическая записка по социологическому исследованию……………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 41

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Данная проблема является особенно актуальной в современном мире, так как расширение и усовершенствование форм работы учреждений социально-культурной сферы будет способствовать получению более качественных услуг, ускорению процесса создания какого-либо мероприятия. Учреждения культуры способствуют культурному и эстетическому развитию детей, подростков и взрослых. Человек, который пользуется услугами различных учреждений культуры, с пользой проводит свое свободное время, совершенствуется и развивается. Залогом успешной деятельности учреждения культуры является именно многообразие форм, средств и методов, творческий подход к методике культурно-досуговой деятельности, поиски новых форм и методов, их совершенствование.

Функций, которые выполняет учреждение культуры большое разнообразие. Это и коммуникативная и информационно-просветительская, рекреативно-оздоровительная, культуротворческая функции, вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе, приобщение населения к нормативно-ценностным системам, создание условий для развлечения, эмоциональной разгрузки. Каждая из них является важной частью социокультурного пространства и только выполнение всех функций приведет к положительному результату. На данном этапе жизни в России существует необходимость поиска новых форм работы, которые позволят усовершенствовать работу учреждений культуры как в общем, так и в индивидуальных вопросах.

Степень разработанности.

Отечественные ученые, которые рассматривали работу культурно-досуговых учреждений: Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В. М. Чижиков, В.С. Садовская,  Н. Н. Ярошенко, В. В. Туев, А.А. Горбачев и др.

Инновационные формы работы учреждений культуры рассматривали теоретики: В. П. Гагин, И. П. Гончаров, Ю. А. Стрельцов и др.

Объект исследования.

 Инновационные формы работы учреждений культуры.

Предмет исследования.

 Воздействие расширения инновационных форм работы учреждений культуры на организацию общего социокультурного пространства в ст. Ленинградской.

Цель исследования.

 Выявить воздействие инновационных форм работы учреждений культуры в ст. Ленинградской.

Основная идея исследования.

Выяснить каково влияние расширения инновационных форм работы учреждений культуры на организацию общего социокультурного пространства в ст. Ленинградской

Основные задачи исследования:

1) Охарактеризовать традиционные и инновационные формы работы учреждений культуры в России.

2) Дать характеристику функциям учреждений культуры.

3) Выявить различные по направлениям деятельности учреждения культуры в ст. Ленинградской.

4) Провести экспертный опрос среди работников учреждений культуры ст. Ленинградской.

5) Дать рекомендации учреждениям культуры ст. Ленинградской.

База исследования.

Социокультурное пространство ст. Ленинградской.

Методы исследования.

Наблюдение, опрос, экспертный опрос, изучение и анализ литературных источников.

Практическая значимость исследования.

Разработанные автором рекомендации могут быть использованы в учреждениях культуры, центрах детского творчества, центрах раннего эстетического развития, музыкальных и художественных школах Краснодарского края и ст. Ленинградской.

 

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Традиционные и инновационные формы работы учреждений культуры в России

«Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ (ред. От 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», дает нам определение понятия учреждения культуры. «Учреждения культуры – российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры…».[1]

Сеть учреждений культуры, которая в настоящее время является весьма разветвленной можно характеризовать по территориальному признаку. Он учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Существует много различных типов учреждений культуры: библиотеки, дома культуры, парки культуры и отдыха, кинотеатры, центры досуга, музеи, клубы.

Наиболее распространенным типом учреждения культуры является клуб. Клубы являются центрами общения людей, они особенно широко распространены в станицах и селах. Клуб-это широкое понятие, которое включает в себя дворцы культуры, большие дома и маленькие клубы. «Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д. На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. По своей подчиненности они подразделяются на три группы: клубы, дома и дворцы культуры, обслуживающие работающих одного предприятия, учреждения или учебного заведения».[2] Клубы являются универсальными культурными учреждениями для организации досуга населения станиц и городов.

Для того, чтобы обеспечить досуг населения на открытом воздухе в больших городах и маленьких селах создают парки культуры и отдыха. В них человек может отдохнуть, прикоснуться к природе и получить культурное обогащение. 

Музеи являются важной частью культурной жизни населения. Существует несколько разновидностей музеев: искусствоведческие, исторические, материальные, краеведческие, естественнонаучные и многие другие. «Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой».[3]

Пожалуй, наиболее популярным среди учреждений культуры можно считать кинотеатр. Это место, которое предназначено для просмотров кинофильмов населением. Существует две разновидности кинотеатров: передвижные и стационарные. Кинотеатры часто сотрудничают с другими учреждениями культуры, что позволяет им осуществлять культурно-досуговую деятельность.

Также существуют культурные центры и «центры досуга» в которых осуществляется досуг населения. Центры досуга ставят перед собой задачу: широко предоставить населению платные услуги высокого качества.

«Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждений культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения. На селе этому способствует консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят пока что весьма ограниченными. Но объединенные в определенную систему, построенную на основе постоянного и всестороннего взаимодействия, они могут обрести новое качество и немалые возможности для улучшения своей работы».[4]

Культурно-спортивные комплексы являются платформой для развития гармонично развитой личности. «Создание культурно-спортивных комплексов имело несколько параллельно развивающихся и действующих направлений: культуры, которая включала сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев и т.п.; физкультуры и спорта – сеть стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов и т.п.; отдыха – сеть учреждений отдыха и туризма, площадок, детских клубов и кружков по месту жительства, различных добровольных обществ типа охотников и рыболовов, любителей книги и т. Д».[5]

К числу важнейших компонентов методики культурно – досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений культуры. Под формами – программами культурно – досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Результаты деятельности того или иного учреждения культуры зависят от формы. Формы работы клубных учреждений – это способы и приёмы организации клубной аудитории.

Таблица 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНИСТИ

Виды форм Описание форм
Индивидуальные 1. Беседы: в обыденном смысле – литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах – специфическая форма и организация общения, коммуникации.   2. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.   3. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)  
Групповые А). Досуговые, развлекательные. 1) Вечера · Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п. · Вечер воспоминание. Может быть, как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм (например гостиная, вечер-встреча и др.) · Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания. · Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга. · Камерные формы организации досуга салон и гостиная – мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».   2. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть: · Конкурсно-игровыми; · Театрализовано-игровыми; · Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр). Б). Информационно-просветительские мероприятия 1. Выставка (экскурсия) — это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.   2. Круглый стол – собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. 3. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).   4. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.   5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой – либо проблеме, методу, теме вопроса и т. Д.      6. Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В) Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками. 2. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.  
Массовые К массовым формам относятся зрелищные программы, рассчитанные на большое количество зрителей и участников. 1. Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. П. номеров по определённой, заранее составленной, программе.   2. Спектакль – произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое. · Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)   3. Ярмарка – регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.   4. Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть: · Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.); · Государственными (День Победы, День конституции и т.п.); · Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.); · Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.); · Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).   5. Бал – собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.   6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие, рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.   7. Фестиваль – массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.   8. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.   9. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.  

 

«Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:

Акция – это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;

Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»

Шоу – мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Флэшмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.

Тимбилдинг – это корпоративная, ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;

Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации».[6]

Каждая из форм работы учреждений культуры обладает своими отличительными особенностями, но есть и одинаковые черты. Благодаря традиционным формам работы появились инновационные формы. Для реализации инновационных форм зачастую требуется новое оборудование, которое может себе позволить не каждое учреждение культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: