Анкетирование и интервьюирование методом «снежного кома»

Политические сети и характер сетевыхотношений можно выявить с помощью техники интервью методом ≪снежногокома≫. Основной принцип данного метода состоит в том, чтобы определять участников сетиследующим образом: каждый интервьюируемый представитель предлагает исследователю актора для следующегоинтервью. Этотподход,

вкоторомструктурасетиопределяет себя сама, выявляет подходящихакторов, принимающих участие в процессах выработки и реализацииполитики, без учета формальных иерархий и организационных границ. Кто включен в сетевое взаимодействие, а кто нет, проявляется в качестве результата эмпирического исследования. ≪Снежный ком≫ начинается с нескольких ключевых акторов, которых исследователь априорисчитает наиболее активно участвующими в сетевом политическом управлении. Этиреспондентыотвечаютна вопросы, связанные с механизмами выработки и принятия решений, а также их просят указать, с кем они осуществляют коммуникацию в данныхпроцессах. Такимобразом, критерии включения в политическую сеть определяются самими респондентами. Дальнейшие интервью проводятся с указанными акторами в том жеключедотехпор, пока не возникает постоянногоповторения информации. Когда ответы респондентов не добавляютничего нового в картину исследуемыхпроцессов и не указывают на новых участников политической сети, сбор информации можно считатьзаконченным. В тожевремяметод≪снежногокома≫ в случае с сетевым анализом публичной политики имеет и некоторые ограничения. Основной проблемой в данном контексте является невозможность определения изолированных акторов сети. Возможно даже, что некоторые кластеры или подгруппы окажутся вне поля зрения исследователя, если, например, его первоначальная гипотеза о ключевых акторах, с которых началось интервьюирование, оказаласьневерной. Еще одним недостатком интервью в целомявляется риск того, что респонденты могут что-то забыть илинамеренно умолчать о каких-либо фактахили акторах. Безусловно, этапроблемавомногомсвязанасостепенью

публичностианализируемых политических сетей и решений (Показать пример анкеты).

Ивент-анализ. Многообразие возникающих между акторами отношений обуславливает и множество методовихидентификации. Однимиз распространенных методов, который особенно востребован, когданевозможно провести анкетирование или интервью, является ивент-анализ, т.е. изучениефактовсовместного участия акторов в различныхпубличных формах взаимодействия, где могли возникать сетевые отношения. К такимформам, например, относятся конференции, круглыестолы, общественные слушания, заседания экспертных и консультативных советов при органах властиилиассоциациях. Такой анализ даетнам возможность выявить не тольковозникающие отношения, но и ихчастоту, стабильность, мультиплексность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: