Примечательно, что между авторами не существует согласия относительно критериев различениясетевых школ. Основным фактором являются сферы использования сетевого подхода: в одном случае– для анализа связей между политическими акторами, в другом – для исследования проблемгосударственно-правового управления. Однако некоторые из них считают уместнымструктурирование не только исходя из направлений, но и уровней применения сетевых конструкций. Приемлема классификация, учитывающая направления использованиясетевых концептов. На основе данного критерия принято выделять школу посредничества интересов,в пределах которой сетевой подход применяется для анализа связей политических акторов, а также управленческую школу, нацеленную на изучение управленческих проблем. Такую классификацию Т.Берцель дополняет, выделяя британскую школу (посредничества интересов) и немецкую школу (управленческую).
Школа посредничества интересов(британская) считает плодотворным использование сетевого подхода приизучении взаимодействия государства и заинтересованных групп. Здесь концепция политическихсетей противопоставляется плюралистическому и корпоративистскому подходам, используемым дляописания посредничества интересов. В рамках этой школы базовой исследовательской областью и,
|
|
соответственно, академической дисциплиной стал социологический анализ сетевых структур (socialnetworksanalysis), в области же политического анализа это анализ политическихсетей (politicalnetworks) и сетей политики (policynetworks), набирающий все большую популярностьв западной литературе по политико-управленческой проблематике.Понятия«политические сети» и «политические сообщества» были введены в дискурс этой школы британскими учеными Дж.Ричардсоном и Г. Джорданом и использовались ими для обозначения связей междугосударственными служащими и представителями групп интересов. Их труд «Управление поддавлением: политический процесс в постпарламентских демократиях» положил начало переходу оттрадиционной государственно-центристской парадигмы анализа государственных институций__исследования политического процесса к изучению сетевых конструкций.Сетевой подход к политике оформляется не только в пределах упомянутой выше школы.
Позжеформируется управленческая школа, которая использует сетевые конструкции для анализа публичнойполитики и государственного управления. Данный подход к раскрытию свойств управления иформирования сетевой технологии управления, представляет наибольшийинтерес в контексте исследования институционально-правового регулирования управленческихотношений.Управленческая школа обращает внимание на сети в политике как современную формугосударственного управления, отличную от иерархии и рынка. В этом отношении концепцияполитических сетей опиралась на те же идеи, что и новый государственный менеджмент:современному государству не удается обеспечить удовлетворение общественных потребностей,существует настоятельная потребность заменить иерархическое администрирование на новую формууправления.
|
|
Сетевой подход при изучении проблем управления самое полное свое применение находит втрудах Ф. Шарпфа, П. Кениса, Л. О’тула. Следует отметить, что в пределах управленческой школы политических сетей постепенноформируется и так называемая школа Макса–Планка, представители которой используют концепциюсубъектно-централизованного институционализма, что дополняется теориями обмена и зависимости
ресурсов. Институты при этом понимаются как постоянные структуры, обеспечивающие рациональнодействующим акторам возможности максимизировать собственные преимущества. Их главнаяфункция заключается в налаживании скоординированных действий между участниками. Сети притаких условиях определяются как неформальные неиерархически организованные институтысотносительно постоянным членством и неформальными отношениями между участниками дляреализации поставленных целей.
Вывод к вопросу: Подводя итоги, отметим, что если школа посредничества интересов обеспечивает значительноеколичество эмпирических исследований как с качественным, так и с количественным использованиемсетевых конструкций (последнее наиболее ярко выражено в трудах американских ученых), тоуправленческая школа предлагает значительно меньший объем эмпирических исследований скачественным применением сетевого подхода. Однако, как уже отмечалось, две школы не исключаютдруг друга, а скорее взаимодополняют.
Вывод: сетевой подход к политике, появившись как ответ на смену политическойреальности и реакция на сложность современного политического процесса, в настоящее времяэффективно применяется для анализа связей публичных и частных акторов и изучения проблемгосударственного управления.