В условиях дистанционного образования современные компьютерные технологии позволяют перевести почти все этапы коррекционного процесса в удаленный формат. При организации занятий с ребенком необходимо учитывать следующие рекомендации:
⁃ выяснить у родителей методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн);
⁃ составить расписание коррекционных занятий с учетом времени пользования обучающимся компьютера и его индивидуальных возможностей, довести до сведения родителей;
⁃ для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий требуется наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет;
⁃ на компьютере должен быть установлен комплект программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры;
|
|
⁃ может быть предусмотрено проведение логопедических занятий, консультаций для родителей на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов и в различных формах дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция), а также с помощью разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс).
⁃ длительность и количество занятий с ребенком должны соответствовать требованиям Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в ред. изменений) и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (в редакции с изменениями и дополнениями);
⁃ допустимо использование различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы;
⁃ сочетание групповых и индивидуальных занятий:
С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно нескольким участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени). Приоритетной задачей группового занятия (урока) с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания (материала) или организация групповой коммуникации.
|
|
Индивидуальное занятие дает педагогу больше возможностей для собственно коррекционной работы, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют (дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха) – не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов. Основными способами являются аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации;
⁃ структура занятия в дистанционном режиме может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее.
⁃ рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка;
⁃ тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей;
⁃ организовать с родителями обучающихся чат для оперативной связи: вопрос-ответ.
Платформы для проведения онлайн уроков
Skype - это специальная программа для голосовых, видео- и текстовых сообщений.
Для того чтобы скачать программу Skype, необходимо перейти на страницу официального сайта Skype по ссылке, указанной ниже: https://support.skype.com/ru/skype/windows-desktop/. Установка программы skype в приложение 1.
- это сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, обучающиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
Преимущества:
⁃ отличная связь;
⁃ видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра;
⁃ можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делится не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор;
⁃ в платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску;
⁃ есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы всем или выбрать одного ученика. Чат можно настроить на автоматическое сохранение или сохранять вручную при каждой конференции (Чат→Подробнее→Сохранить чат);
⁃ можно производить запись урока как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить автовключение записи, а также ставить ее на паузу.
Для того чтобы скачать программу необходимо перейти на страницу официального сайта Skype по ссылке, указанной ниже: https://zoom.us. Установка программы Zoom в приложение 2.
Google Classroom – это платформа, которая объединяетполезные сервисы Google. С ее помощью можно организовать учебный процесс дистанционно.
|
|
Задания для обучающихся могут быть различного типа. Учитель может прикрепить в качестве задания любой документ, находящийся на ПК или на Google Диске, дать ссылку на видео. Также может предложить выполнить практическую работу или контрольную работу в виде теста. Добавить вопрос, который сможет комментировать как учитель, так и ученик или родитель.
Преимущества:
⁃ настройка создаваемого курса несложная. Есть возможность проверять знания учащихся;
⁃ бесплатность и доступность;
⁃ хранение всех материалов курса на Google Диске, в том числе заданий, выполненных учащимися;
⁃ возможность коммуникации: между учителем и учениками, между учащимися. Учащиеся могут просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы учителю;
⁃ Google Classroom имеет интеграцию с Google Диском, документами, календарем, формами и Gmail.
Социальная сеть «ВКонтакте». Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение педагога с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
В качестве онлайн-доски можно использовать- вордовский файл, miro, padlet.
Удобная платформа для обмена документами, видео – Google диск.