В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе, падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.
У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри. положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.
Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласование их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.
|
|
В обучении используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения. По-прежнему используется образец грамматической формы.
Примеры игр и игровых упражнений
Для усвоения родовой принадлежности.
Игра «Опиши картинку»
Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).
Картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает одну картинку и называет изображенный на ней предмет. Например, яблоко. Воспитатель спрашивает: «Какое оно?». Дети отвечают: «Большое, спелое, круглое, розовое, сладкое».
Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:
- Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это?
- Желтая, вкусная сочная, спелая. Что это?
- Большое, спелое, круглое, сладкое. Что это?
Дидактическая игра «Три рейки»
Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).
Сначала детям дают задание в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна. В третью – про которые говорят одно. Затем они должны разложить картинки на рейки в том же порядке.
Игра «А что у тебя?» Цель – использовать слова с противоположным значением.
- У меня длинная лента. А у тебя какая?
- У меня маленькая матрешка. А у тебя какая? и т.д.
|
|
Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Словесное упражнение «Чего нет у Тани?»
- Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи одевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, сапоги, колготки, гольфы, носки, рейтузы, брюки, куртку, свитер).
- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто…)
Игра «Один и много».
- У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.
- У меня один сапог. А у тебя? – У меня много сапог и т.д.
Игры и упражнения на употребление глаголов и причастий.
Упражнение «Кто, что умеет делать».
Собака – лает, сторожит (дом), рычит, бегает, грызет (кости).
Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, играет, ловит мышей, лакает молоко.
Игра «Кто больше назовет действий».
- Что можно делать с мячом?
- Что можно делать с водой?
- Что можно делать с цветами?
Словесное упражнение «Где что можно делать».
- Что можно делать в лесу?
- Что можно делать на реке?
- Что можно делать в огороде?
Словесное упражнение «Расскажи какой?»
Мальчик читает. Какой мальчик? (читающий).
Девочка прыгает. Какая девочка? (прыгающая).
Дерево цветет. Какое дерево? (цветущее).
Вопросы для актуализации опорных знаний
1. Какие морфологические навыки формируются у детей в младшем дошкольном возрасте?
2. Каковы усложнения в работе с детьми средней группы?
3. Какие нетипичные грамматические формы вызывают затруднения в усвоении у детей старшего дошкольного возраста?
Педагогические задачи
Определите задачи дидактических игр и упражнений с детьми.
1. “Сосчитай-ка!»
Детям показывают предметные картинки с изображением разных животных: медвежонок, зайчик, еж, волк. Задание детям – сосчитать зверей, если их один, два, пять.
Про что можно сказать?»
Детям предлагают ответить на вопрос: про что можно сказать
- зеленое,
- большая,
- вкусный.
Попроси Мишку».
Детям предлагается назвать действие, которое должен выполнить Мишка от глаголов: сесть, лечь, танцевать, прыгать, сидеть, ехать.
Кто потерялся?»
Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на которых изображены телята, козлята, зайчата, гусята и т.п. Затем одна из картинок убирается, и дети должны сказать, кого не стало, кто потерялся?
Кому что нужно для работы?
- Кому нужна плита и кастрюли?
- Кому нужен огнетушитель?
- Кому нужны градусник, фонендоскоп?
- Кому нужна указка?
- Кому нужна швейная машина?
Кто чем защищается?»
Детей спрашивают, чем защищаются разные животные: слон, ёж, олень, гусь, кошка, собака и т.п.
Что какого цвета?»
Шапка (голубая), шарф (голубой), пальто (голубое), рукавички (голубые).
Задания для расширения и углубления знаний по теме
1. Подобрать несколько дидактических игр для проведения с детьми на педагогической практике.