Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе, падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри. положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним  и согласование их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

В обучении используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения. По-прежнему используется образец грамматической формы.

Примеры игр и игровых упражнений

Для усвоения родовой принадлежности.

Игра «Опиши картинку»

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает одну картинку и называет изображенный на ней предмет. Например, яблоко. Воспитатель спрашивает: «Какое оно?». Дети отвечают: «Большое, спелое, круглое, розовое, сладкое».

Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок:

- Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это?

- Желтая, вкусная сочная, спелая. Что это?

- Большое, спелое, круглое, сладкое. Что это?

Дидактическая игра «Три рейки»

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Сначала детям дают задание в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна. В третью – про которые говорят одно. Затем они должны разложить картинки на рейки в том же порядке.

Игра «А что у тебя?» Цель – использовать слова с противоположным значением.

- У меня длинная лента. А у тебя какая?

- У меня маленькая матрешка. А у тебя какая? и т.д.

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Словесное упражнение «Чего нет у Тани?»

- Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи одевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, сапоги, колготки, гольфы, носки, рейтузы, брюки, куртку, свитер).

- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто…)

Игра «Один и много».

- У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

- У меня один сапог. А у тебя? – У меня много сапог и т.д.

Игры и упражнения на употребление глаголов и причастий.

Упражнение «Кто, что умеет делать».

Собака – лает, сторожит (дом), рычит, бегает, грызет (кости).

Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, играет, ловит мышей, лакает молоко.

Игра «Кто больше назовет действий».

- Что можно делать с мячом?

- Что можно делать с водой?

- Что можно делать с цветами?

Словесное упражнение «Где что можно делать».

- Что можно делать в лесу?

- Что можно делать на реке?

 - Что можно делать в огороде?

Словесное упражнение «Расскажи какой?»

Мальчик читает. Какой мальчик? (читающий).

Девочка прыгает. Какая девочка? (прыгающая).

Дерево цветет. Какое дерево? (цветущее).

Вопросы для актуализации опорных знаний

1. Какие морфологические навыки формируются у детей в младшем дошкольном возрасте?

2. Каковы усложнения в работе с детьми средней группы?

3. Какие нетипичные грамматические формы вызывают затруднения в усвоении у детей старшего дошкольного возраста?

Педагогические задачи

Определите задачи дидактических игр и упражнений с детьми.

1. “Сосчитай-ка!»

Детям показывают предметные картинки с изображением разных животных: медвежонок, зайчик, еж, волк. Задание детям – сосчитать зверей, если их один, два, пять.

Про что можно сказать?»

Детям предлагают ответить на вопрос: про что можно сказать

- зеленое,

- большая,

- вкусный.

Попроси Мишку».

Детям предлагается назвать действие, которое должен выполнить Мишка от глаголов: сесть, лечь, танцевать, прыгать, сидеть, ехать.

Кто потерялся?»

Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на которых изображены телята, козлята, зайчата, гусята и т.п. Затем одна из картинок убирается, и дети должны сказать, кого не стало, кто потерялся?

Кому что нужно для работы?

- Кому нужна плита и кастрюли?

- Кому нужен огнетушитель?

- Кому нужны градусник, фонендоскоп?

- Кому нужна указка?

- Кому нужна швейная машина?

Кто чем защищается?»

Детей спрашивают, чем защищаются разные животные: слон, ёж, олень, гусь, кошка, собака и т.п.

Что какого цвета?»

 Шапка (голубая), шарф (голубой), пальто (голубое), рукавички (голубые).

Задания для расширения и углубления знаний по теме

1. Подобрать несколько дидактических игр для проведения с детьми на педагогической практике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: