Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса
1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
2. Анализ (построить математическую модель явления):
1. Выбрать систему отсчета.
2. Выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а какие – внешними.
3. Определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия.
4. Если в целом система незамкнутая, сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения лишь в проекциях на эту ось.
5. Если внешние силы пренебрежительно малы в сравнении с внутренними (как в случае удара тел), то следует написать закон сохранения суммарного импульса (∆р=0) в векторной форме и перейти к скалярной.
6. Если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса в векторной форме и перейти к скалярной.
7. Записать математически все вспомогательные условии.
3. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
|
|
4. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на з акон сохранения механической энергии
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
1. Анализ (построить математическую модель явления):
1. Выбрать систему отсчета.
2. Выделить два или более таких состояний тел системы, чтобы в число их параметров входили как известные, так и искомые величины.
3. Выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии.
4. Определить, какие силы действуют на тела системы – потенциальные или непотенциальные.
5. Если на тела системы действуют только потенциальные силы, написать закон сохранения механической энергии в виде: Е1= Е2.
6. Раскрыть значение энергии в каждом состоянии и, подставить их в уравнение закона сохранения энергии.
2. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
3. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на «Механические колебания и волны»делятся на 3 группы:
1) Задачи, решение которых основано на общих уравнениях гармонических колебаний.
1. Записать уравнение гармонических колебаний.
2. Определить начальную фазу колебаний, используя условие задачи, и выразить, если это необходимо, циклическую частоту колебаний ω через частоту ν или период колебаний Т.
3. Определить мгновенные значения скорости и ускорения точки, совершающей гармонические колебания.
4. Если необходимо, использовать закон сохранения механической энергии.
5. Решить полученные уравнения относительно неизвестных.
6. Сделать числовой расчет и проверить размерность искомой величины.
|
|
Задачи на расчет периода колебаний пружинного и математического маятников.
1. Выяснить, чему равно ускорение точки подвеса математического маятника. Если ускорение равно 0, то период колебаний определяется по формуле Т = 2 π √ l /g. Для пружинного маятника Т = 2 π √ m / k.
2. Если необходимо, то записать формулы, связывающие период колебаний с частотой или циклической частотой колебаний.
3. Решить полученные уравнения.
4. Сделать числовой расчет и проверить размерность искомой величины.
Задачи на расчет характеристик упругих волн
Решение задач третьей группы предполагает использование уравнения плоской волны, формулы для расчета длины волны, формул скорости распространения упругих волн в различных средах.
Задачи для самостоятельного решения.
1). Первую половину пути автомобиль проехал со средней скоростью 60 км/ч, а вторую — со средней скоростью 40 км/ч. Определить среднюю скорость автомобиля на всем пути.
2). Катер прошел первую половину пути со средней скоростью в 2 раза большей, чем вторую. Средняя скорость на всем пути составила 4 км/ч. Каковы скорости катера на первой и второй половинах пути?
3). Теплоход плывет по реке из точки А в точку Б в течение 3 часов, а обратно — в течение 5 часов. Собственная скорость теплохода одинакова в обоих случаях. За какое время из точки А в точку Б доплывет плот?
4). Наблюдатель, стоящий на платформе, определил, что первый вагон электропоезда прошел мимо него в течение 4 с, а второй — в течение 5 с. После этого передний край поезда остановился на расстоянии 75 м от наблюдателя. Считая движение поезда равнозамедленным, определить его начальную скорость, ускорение и время замедленного движения.
5). С башни брошено тело в горизонтальном направлении со скоростью 15 м/с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определить радиус кривизны траектории тела через 2 с после начала движения.
6). Человек массой 60 кг, бегущий со скоростью 8 км/ч, догоняет тележку массой 80 кг, движущейся со скоростью 2,9 км/ч, и вскакивает на нее. С какой скоростью будет двигаться тележка? С какой скоростью будет двигаться тележка, если человек бежал ей навстречу?
Решение задач по темам: «Основы МКТ»,
«Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы»,
«Основы термодинамики»
Алгоритм решения задач по молекулярно-кинетической теории газов
1. Исследование задачи:
а). Переписать условие.
б). Записать краткое условие, выразив все величины в единицах СИ.
2. Физическая часть решения:
Если газ не меняет своего состояния или меняется его масса, то, для определения его параметров, следует использовать уравнение Менделеева – Клапейрона.
Если даны два состояния и масса газа не меняется, то можно использовать уравнение Клапейрона или уравнение изопроцесса.
Если даны два состояния и масса газа меняется, то надо записать уравнение Менделеева – Клапейрона для каждого состояния.
Ненасыщенный пар подчиняется всем законам идеального газа, насыщенный - уравнению Менделеева – Клапейрона.