Лабораторные занятия студентов

Недостаточно одного демонстрационного эксперимента преподавателя, важны лабораторные занятия по физике. Пока студент только со стороны следит за явлением, воспроизводимым другим, оно может оставаться ему чуждым, далеким, еще недостаточно понятным. Получив в руки прибор, студент сам участвует в опытных исследованиях, сам наблюдает и воспроизводит явления, самостоятельно пытаясь выяснить зависимость между ними. Преодолевая встречающиеся трудности, студент усваивает тверже, отчетливее, сознательнее основные понятия и законы физики, от неполных и неточных знаний приходит к более полным и более точным. Проходя лабораторную практику, приобретаются своего рода «грамотность», позволяющая увереннее следить за опытами преподавателя, не относиться к ним, как к «фокусам», которые всецело зависят от ловкости и умения экспериментатора. Вместе с тем у студентов создаются суждения об окружающих явлениях, на которые они смотрят уже своими глазами, а не сквозь призму чужих слов. Сами проделывая опыты, производя наблюдения, измерения, пробы, внимательно следя за происходящими явлениями, обдумывая каждый шаг в работе, развиваются способности логического мышления, приучаются глубже проникать в явления природы, отличать главное и существенное от второстепенного и случайного.

При проведении каждого эксперимента студентам прежде всего должна быть ясна цель его.

Работа проводится по инструкции, данной преподавателем, разработка плана и порядка работы может быть предоставлена самим студентом. Правильно организованные и умело проводимые лабораторные занятия по физике оказывают на студентов огромное воспитательное влияние. Воспитывая в каждом студенте личную ответственность за порученное дело, они вместе с тем осуществляют задачу развития прочных навыков коллективной работы, позволяют привить студентам ценные навыки по культуре труда.

Проведение экспериментов в домашних условиях

Наблюдения и эксперимент являются важными методами исследования в научном познании. Умения ставить опыты и вести наблюдения необходимы специалистам самых различных профессий, вносящим вклад в совершенствовании.

Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов, важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов. Поэтому формированию у студентов умения вести наблюдения и ставить опыты должно уделяется большое внимание.

Организация наблюдений и опытов студентов в процессе обучения преследует следующие цели: развитие наблюдательности как черты личности; ознакомление с особенностями наблюдения и эксперимента, как методом научного исследования: развитие познавательных способностей.

Домашние лабораторные работы по физике выполняются студентами дома. Очевидно, если студент проявляет максимум самостоятельности и инициативы при домашней работе по физике, наибольшая эффективность будет и всей работы по физике, проделанной в стенах колледжа. На самостоятельное изучение подобрано 10 лабораторных работ, для наблюдения и выполнения которых не нужны специальные приборы, достаточно использовать окружающие нас бытовые предметы.

Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей студентов, для формирования у них экспериментальных умений и навыков.

Роль домашнего эксперимента и наблюдений особенно велика при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений.

Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи выполняются охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Знания становятся более осмысленными, глубокими, повышается интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке студентов к дальнейшему творческому труду в различных областях производства.

Дидактические цели применения домашних опытов и наблюдений заключаются в повышении качества обучения студентов, в развитии творческих способностей.

Таким образом, домашний физический эксперимент способствует реализации основных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, повторительно-закрепляющей и контролирующей.

Чаще всего домашние экспериментальные задания проводятся для закрепления и повторения изученного на уроке материала.

Использование компьютера в процессе

 самостоятельной работы студентов

На современном этапе никто уже не представляет себе самостоятельную работу без использования международной информационной сети – Интернет. Необходимость использования Интернета возникает не только при подготовке к практическим и лабораторным занятиям, но, в большей степени, при написании различных исследовательских и творческих работ. Многие современные монографии, периодические журналы изданы только в электронном виде и с ними можно познакомиться только в Интернете.

Написание работ творческого и исследовательского характера требует знания и умения применять различные компьютерные технологии.

Существуют электронные лабораторные работы, которые могут выполняться студентами индивидуально. Сидя за компьютером, можно выполнять эксперименты виртуально, двигая мышью приборы, собирать схемы. Это очень удобно тем, что при недостатке необходимого оборудования есть возможность выполнить лабораторную работу. Работы загружаются с дисков на компьютер и очень красочные и реалистические. Можно их использовать в качестве закрепления хода работы с настоящими приборами, или выполнять до выполнения лабораторной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: