Для работы в каникулярное время
Возраст учащихся: 6,5 - 15 лет
Разработчики:
Степанова Л.Е.,
методист культурно-досугового направления
педагоги- организаторы досугового направления
Захарова С.Г.
Прохоренко М.И
Меньшакова А.В.
концертмейстер Нарицын А.В.
2020
Информация для педагогов.
В связи со сложившейся ситуацией в стране, у нас появилась возможность
обучить педагогов ДДТ для работы в ГОЛ «Алые паруса» (форма –онлайн группа в Контакте «Досуговое направление» по следующим темам:
Тема1 «Формы организации творческой деятельности в лагере. Как правильно организовать работу в отряде» Степанова Л.Е.(09.04)
Тема2 «Музыкально- литературная композиция. Организация мероприятий в отряде» Захарова С.Г(16.04)
Тема3 «Бизнес- город. Бизнес –план. Организация деятельности в бизнес- городе» Прохоренко М.И.(23.04)
В конце обучения для педагогов будет проведен тест –опрос. 30.04
Информация будет выкладываться по четвергам с 10.00 до 22.00
09.04, 16.04, 23.04.
Методическая разработка:
«Работа педагога в детском оздоровительном лагере»
Раздел1
Тема1 «Формы организации творческой деятельности в лагере. Как правильно организовать работу в отряде» Степанова Л.Е
Данный методический материал будет необходим: педагогам работающим в ГОЛ «Алые паруса» на базе ДДТ Петродворцового района; педагогам, выезжающим в лагеря со своими объединениями; педагогам, набирающим в свое объединение ребят первого года обучения (для сплочения коллектива как детей, так и родителей)
Цель методической разработки:
«Вооружение» педагогов методикой и технологией воспитательной работы с учащимися, а также реализация накопленных знаний и приобретенных ранее умений и навыков работы с детьми и подростками.
На основе применения и закрепления знаний и умений, полученных, при изучении педагогики, психологии, социальной педагогики, педагогической психологии, общественных и специальных дисциплин, а также опыта, приобретенных в ходе участия в общественной жизни.
Задачи:
- дальнейшее профессиональное развитие педагогов:
- познакомить с современным опытом организации отдыха и воспитания школьников в оздоровительных лагерях;
-овладеть методикой и технологией воспитательной и оздоровительно-реабилитационной работы в условиях летнего отдыха школьников;
-приобрести опыта самостоятельного создания временного детского коллектива, организации повседневной жизнедеятельности воспитанников, осуществления индивидуального подхода к ним;
-овладеть профессиональными знаниями и умениями воспитателя детского объединения;
-приобрести опыта реализации единых психолого-педагогических требований, внедрения воспитательного процесса в летних лагерях.
Принципы педагога
Для педагога работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия. Педагог должен придерживаться основных принципов работы.
Основные принципы педагога:
-Здоровье и безопасность детей – важнее всего. Каждый ребенок должен быть огражден от потенциально опасных ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью.
Ребенок – это свободная личность,
- Дети всегда должны быть заняты чем-то важным и интересным. Чем меньше у детей свободного времени, тем меньше вероятность конфликтов и травм. Поэтому педагог всегда находит, чем занять свой отряд так, чтобы дети были включены в конструктивную интересную деятельность: игры, творчество, обсуждение.
- Педагог всегда со своими детьми. Если оставить детский коллектив предоставленным самому себе, то, скорее всего, произойдет что-нибудь неприятное: либо кого-то из детей обидят, либо, заигравшись, кто-то получит травму.
- Эффективное воспитание - через нормы, принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Если в детском коллективе принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества, - то это эффективный способ воспитания. Задача педагога, как воспитателя – создать вместе с детьми такой коллектив.
Качества педагога
Какими качествами должен обладать современный педагог?
А – авангардный, авантюрный, авторитетный, артистичный.
Б – балдежный, бдительный, безумный, благородный.
В – веселый, великодушный, воображающий, выдержанный.
Г – горячий, с головой, грандиозный, грамотный.
Д – деловой, деликатный, добрый, достойный, доходчивый.
Е – единственный, естественный.
Ж – живой, жизнерадостный.
З – заботливый, загадочный, не зануда, заковыристый, зоркий.
И - интеллигентный, с изюминкой, без изъянов, интересный, искренний.
К – кадр, классный, корректный, красивый, крутой.
Л – ласковый, лидер, лояльный, лучший, любопытный, любимый.
М – миролюбивый, могущий, мудрый, мужественный, мажор.
Н – нежный, не злопамятный, настойчивый, находчивый, неукротимый.
О – обаятельный, общительный, организованный, отзывчивый, отчаянный.
П – папочка, позднобудящий, прикольный, педантичный, преданный детям.
Р – разведчик, разнообразный, рановстающий, раскованный, рискованный.
С – стильный, самый-самый, смелый, строгий, счастливый.
Т – терпеливый, толковый, требовательный, труженик, турист, тактичный.
Давайте знакомится!
Если театр начинается с вешалки, то отряд начинается со знакомства.
Необходимо познакомить ребят друг с другом. Желательно сделать это в игровой форме.
Виды упражнений на знакомство.
«3 варианта»
Каждый участник называет свое имя в трех вариантах:
- меня зовут,
- мне нравится, когда меня называют,
- мне не нравится, когда меня называют.
Например: Меня зовут Инна. Мне нравится, когда меня называют Инуля и мне не нравится, когда меня называют Инуська.
«Мне кажется мое имя означает…»
Любой набор букв вызывает самые разные ассоциации, например:
- «брр» - возглас замершего человека или брезгливости,
- «ляляфа» - один ребенок сказал, что это похоже на фразу: «Мягко стелет, да больно спать».
Так и имя человека (набор букв в имени) вызывает определенные ассоциации. Пусть ребенок сам попробует назвать ассоциации на свое имя. Одна девочка сказала про свое имя: «Мне кажется, мое имя означает весенний дождик, капель – Ла, ри, са, Ла, ри, са. Только не перевод имени (Марина – морская), а именно ассоциации.
«Назовись»
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все отпустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал первый раз, и снова называет свое имя.
Третий раунд игры несколько изменен. Опять же стоят все в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч, должен назвать имя того, кому он бросает мяч.
«Снежный ком»
Самая распространенная игра-знакомство. Ребята сидят (стоят) в кругу. Начать игру должен педагог, назвав свое имя. Сидящий слева от него должен будет назвать имя педагога и свое. Следующий дальше по часовой стрелке должен назвать два предыдущих имени и свое. И так дальше по кругу. Закончить должен опять педагог, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но выполнимая. Попробуйте – успех обеспечен.
«Рилесчардли»
В книге замечательного писателя и философа Р.Баха «Единственная» герой рассказывает о своей безграничной любви. Любовь настолько сильна, что даже в имени своем он не желает расставаться со своей любимой. Он делит каждое имя по слогам: Ри-чард, Лес-ли, а потом сливает их воедино, чередуя слоги, в результате получается – Рилесчардли.
Предложите и вы своим ребятам совместить имена по парам. Пары можно объединить по принципу «мальчик-девочка», или просто кто оказался рядом. Затем каждая пара представляет на суд новое общее имя, а все остальные пытаются как можно быстрее догадаться как зовут каждого из участников. Например: Е-ле-на, Сер-гей = Есрелегейна; Ва-ся, Пе-тя =Вапесятя
Как организовать работу в отрядах?
Для того, чтобы работа в отряде была продуктивной, ее надо планировать.
План – необходимый, обязательный документ, за составление и выполнение которого педагог отвечает перед администрацией лагеря, детьми и их родителями.
В период лагерной жизни совместно с Советом отряда или творческой группой педагог разрабатывает на основе программы деятельности лагеря календарный план работы отряда.
Формами подготовительной работы могут быть следующие:
Выяснение интересов, желаний детей (сборы, групповые и индивидуальные беседы с детьми),
Конкурс на лучшее предложение в план работы отряда (в старших отрядах – на лучший проект плана),
Разведка полезных дел и друзей.
Тематические задания по планированию Анкета «Хочу, чтобы было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю». Всем ребятам можно предложить подумать и письменно ответить, например, на такие вопросы: вспомни, какие дела в отряде были интересными и полезными, что конкретно предлагаешь отряду на эту смену, что не любишь делать и почему и пр.
Копилка предложений. В уголке отряда нужно повесить ящик или конверт, в который ребята будут опускать записки со своими предложениями.
Организационная игра "Суд над убийством времени". Дети делятся на 4 группы: истцы, ответчики, защита, обвинение. Назначаются судья и заседатели. Ведущий объявляет о том, что в лагере происходит убийство...времени. Начинается следствие. 4 группы в течение определенного времени (например, 20 минут) готовят выступление; истцы рассказывают о случаях убийства времени, ответчики стараются себя защитить, защита готовит доводы в защиту ответчиков, обвинение находит отягощающие обстоятельства. Судья и заседатели готовят "приговор". Затем начинается суд. Одна за другой выступают группы, другие им могут задавать вопросы. В конце судья зачитывает приговор (предложения, как эффективнее использовать свободное время в лагере).
Мозговой штурм «Умные и безумные идеи». В течение короткого времени группы придумывают больше идей-предложений в план отряда, затем защищают их.
Деловая игра "Проблемы лагеря, пути их решения". Дети распределяются в несколько групп. В течение 10 минут они на листочках пишут о том, какие проблемы в лагере их волнуют. Затем в течение 2-3 минут выделяют среди них 10 важных проблем, далее в течение 1-2 минуты - 3 самые важные проблемы, требующие сиюминутного решения, на втором этапе на стол каждой группы организаторы кладут листочки с названиями "Я директор лагеря", "Я воспитатель", "Я мэр города", "Я министр финансов", "Я врач", "Я повар" и др. Дети с этих позиций предлагают свои "услуги" в решении этих проблем. Например, Я директор лагеря вижу решение такой-то проблемы таким-то путем... Свои предложения дети пишут на листочках. Листочки собираются, самые интересные предложения зачитываются. На последнем этапе группы заполняют таблицу решения проблем со следующими графами: проблема, кто должен решить, финансовое и правовое обеспечение решения проблемы, пути решения проблемы. Безусловно, последние две формы рекомендуются для использования
только в старших отрядах или в работе Совета лагеря.
Коллективно-творческое дело "Мы делаем добрые дела".Команды придумывают свое название, связанное с какой-либо тематикой, например, лето. Затем в течение обусловленного времени придумывают дела в соответствии с названием команды.






