Тот приготовит его душу для подвига»

 Лётчик эскадрильи Г. Светличный

 

 

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень занятий по изобразительному искусству.

Посредством образного отображения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно прикладное искусство, скульптура, дизайн помогают детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Занятия по изобразительному искусству предусматривают как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

 

Цель: Показать значимость художественного слова на занятиях изобразительного искусства и связи между другими предметами.

 

Задачи:

 - познакомить педагогов дополнительного образования как можно применять художественное слово на занятиях по изобразительному искусству;

- показать связь предметов литературы и изобразительного искусства, что способствует развитию образного мышления обучающихся;

- познакомить с практической деятельностью педагогов дополнительного образования

 

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержа­ния, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Согласно ис­следованиям авторов научно-методической литературы И.Я Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым., можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении обучающимся информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.

Педагог организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктив­ный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чте­ние  текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др.

Репродуктивный метод допускает приме­нение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

 Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоцио­нальную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждо­го занятия  рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. В то же время беседа настраивает обучающихся на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые за­тем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).

Воздействие художественно-образного слова следует особенно использовать в процессе самостоятельной работы обучающихся младшей и средней возрастной категории. Педагог, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков.

Беседы на занятиях изобразительного искусства, как правило, сопровожда­ются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, от­крыток, иллюстраций и др.). Правильный подбор примеров позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения карти­ны. Желательно при этом ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного искусства разных периодов. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают обучающимся самостоятельно ориентиро­ваться в мире художественной культуры, в социокультурной среде.

 Мы часто сталкиваемся с выражениями: «проник в замысел», «поглощен зрелищем», «с головой ушел в книгу» и т.д. Употребляя слово «восхищение», мы, как правило, не отдаем себе отчета в том, что речь идет о душе.

Есть старая китайская легенда о смерти величайшего художника эпохи средневековья У Дао-Цзы: будто бы на глазах у друзей и зрителей он написал на стене пейзаж, затем чудесным образом вошел в свою картину, скрылся в изображенной там пещере и исчез навсегда, а вместе с ним исчезла и картина.

Общение с искусством — это, прежде всего новое общение с самим собой. Музыка властно врывается в нашу душевную жизнь, недаром существует расхожее выражение о «звучащих струнах души».

Поступками литературных героев, меряют иные люди свои собственные поступки, а взрослые люди отыскивают в прозе и поэзии сочувствия свои, размышлениям, эмоциям, радуются совпадениям, познавая себя, а через себя — мир в прошлом, минувшем и настоящем.

С картиной все обстоит гораздо сложнее. Конечно, она в какой-то степени отражает тот видимый мир, в котором обитает человек. С давних времен зритель останавливается перед изображением, восхищенный способностью художника сотворить на плоскости иллюзию мира. Это наивное восхищение понятно. Во-первых, написать вполне профессионально то, что нас окружает, дело не простое, требующее умения и мастерства. Во-вторых, большинство зрителей начинает свое открытие живописи с простодушного восхищения, постигая красоту мира через его гармоничное воспроизведение на полотне. Грустно, что на этом отношения зрителя с картиной заканчиваются. Поэтому цель педагога, научить обучающихся искусству восприятия. Что это значит?

Многие виды искусства не статичны, они каждый миг дарят новые впечатления. Даже самая сложная музыка, вконец утомившая слушателя, оставляет надежду, что следующий аккорд внесет разнообразие в звуковой поток. Роман, кажущийся поначалу скучным, может на следующей странице подарить неожиданный поворот сюжета. Картина же вся перед нами. Она не поменяется, даже если зритель простоит перед ней месяц. Меняться надо зрителю, в нем, и только в нем, происходит процесс, который, обогащая душу, позволяет увидеть все в том же холсте нечто совершенно незнакомое; и тогда возникает диалог, и жаль уйти от картины. Процитирую поразительную строфу Ф. Тютчева:

 

Блажен, кто в наши дни победу

Добыл не кровью, но умом,

 Блажен, кто точку Архимеда

Сумел, сыскать в себе самом.

 

Именно в серьезном проникновении в суть художественных ценностей может современный человек найти нравственный и интеллектуальный фундамент для собственных независимых суждений, найти «точку Архимеда» в калейдоскопе сегодняшней культуры.

В старые добрые времена была учебная дисциплина, называемая риторикой. Изучивший ее азы человек мог не только самостоятельно создать текст любого жанра, прекрасно ориентируясь, где, в какой речевой ситуации он произведет наибольшее воздействие на читателя или слуша­теля, но и аргументировано развернуть тезисы своей речи, вести беседу на любую тему и т.п. В глубокой древности на родине риторики, в Древней Греции, теоретики и практики этой учебной дисциплины знали одну истину: нельзя вооружать острым оружием убеждающей речи безнравственного человека. Поэтому и ставили древние во главу риторического обучения ЭТОС (нравственное, моральное право на убеждающую речь), ЛОГОС (созидательная идея, творческая мысль, которую несет автор текста людям) и ПАФОС (эмоциональная сила речи, чтобы повлиять на сердца людей). В этом этическая и философская суть риторики.

Воспитание духовной, нравственной личности, где главной целью есть: способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина Отечества, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и развивая его. Выполнению этой цели наибольшей мере способствует работа над словом как средством выражения идей, понятий, суждений, чувств.

 Язык художественной литературы обладает особыми качествами, образностью, выразительностью, живостью. Писатели, оттачивая язык своих произведений, находят наиболее точные, убедительные, яркие и в то же время доступные пониманию читателя слова для выражения, задуманного содержания. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено-то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

С обучающимися младшей возрастной категории можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами…» В загадке отмечаются некоторые формы и детали – красивый хвост, шпоры и повадки петуха, которые выделяют его среди других птиц.

 

 

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов. Предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.

Например, изображение мышки на основе восприятия загадки: «Маленький шарик под лавкой шарит». Здесь можно использовать два приема изображения мышки:

 - изображение животного из круга (акварель);

- изображение животного с помощью кругового штриха (карандаш).

 

 

 

 

Педагогу следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).

Таким образом, художественное слово на занятии используется в качестве специального приема, главным образом, используемое с целью привлечения интереса и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя, способствовать развитию творческой инициативы. Художественный образ всегда связан с чем-то определенным, конкретным и вместе с тем говорит о многом.

...По узкой горной дороге едет одинокий всадник. Вечереет. Вокруг ни души, только величественные склоны Кавказских гор». Человек охвачен глубоким волнением, которое испытывает, очевидно, каждый при виде прекрасной природы. Этот всадник — Лермонтов... Он едет и вспоминает стихи Гете. А потом создает свое замечательное стихотворение-перевод «Горные вершины».

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

 

Подлинно художественный образ, как правило, прост и навеян самой жизнью. Лермонтов написал: «Горные вершины спят во тьме ночной». Просто и поэтично. Он продолжает рисовать картину вечернего покоя: «Тихие долины полны свежей мглой». Обе эти фразы четко соединены, одна вытекает из другой. «Не пылит дорога, не дрожат листы...» Картина покоя словно завершена: спят горы, долины — во тьме. И, завершая картину, спокойно и убежденно звучит: «Подожди немного, отдохнешь и ты». Нам ясно, что образ природы, схваченный острым глазом худож­ника, создал определенное настроение, воплотился в глубокую мысль. Но почему глубоко личные настроения Лермонтова так близки и понятны нам? В том-то и дело, что художественный образ западает в душу читателя только тогда, когда его создатель выражает свое отношение к миру так, чтобы оно находило постоянный отклик у других. Художественный образ дает нам возможность не только раскрыть свои собственные чувства и мысли, но и увидеть в нем себя, свои мысли, чувства, стремления, надежды.

Создание своих, неповторимых художественных образов (причем обязательно в разных видах искусства, а не только в изобразительном) — непременное условие формирования творчески раскованной, смелой, яркой, интересной личности ребенка. Развитие творческого потенциала ребенка требует напряженной работы его души, мысли, воображения.

Такие задания, как «сочинение» пейзажа, побуждают ребенка отвлечься от чужих работ (срисовывают дети, как правило, сказочных героев) и прислушаться к себе, задействовать собственную образно-эмоциональную память. Поэтому практическое освоение приема цветового контраста целесообразно начать именно с работы над пейзажем.

Над художественным образом пейзажа ребенок начал работать уже с 9-10 лет. Он старался передать образ природы, ее настроение, выбирая для этого особую технику и приемы работы с цветом. Он уже умеет создавать образы природы, ассоциируя разные природные состояния с проявлениями человеческих эмоций. Важен также «характер» того или иного пейзажа — суровый,  дикий, романтический, «уютный» и т. д.,  что зависит от составляющих его элементов (голые скалы или широкое поле, лесная опушка или морская даль). Одни и те жесветовые, атмосферные эффекты будут по-разному проявляться в пейзажах с разным характером. Поэтому мало подобрать пейзаж с определенным «характером». Важно также тонко различать оттенки тех или иных «эмоций». Если светит солнце, то какое оно: ласковое, или ликующее, или, быть может, жгучее и злое? Если льет дождь, то он может быть скучным и монотонным, а может быть и майским ливнем. Но, пожалуй, наиболее разнообразны настроения ветра.

 

 

Но как показать ветер на картине? Из чего складывается его образ? Как и раньше, обратимся за помощью к литературным строкам и начнем работу над композицией либо с применения цветового контраста, либо с неконтрастных цветов. Такое задание поможет ребенку научиться передавать словесные характеристики ветра через цвет, через законы цветоведения. Что ж, внимательно вчитаемся в поэтические строки, где говорится о ветре.

 

 Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

 Какая чудесная музыка ветра звучит здесь! Ветер довольно сильный, но не однообразный. Разве может быть однообразной красивая музыка? Ветер кружится, танцует, играет снежинками.

 

 Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами.

 

Дождь падает отдельными полосами, такими же разорванными, как порывы ветра, принесшего тучи. Частые капли дождя летят по ветру и падают на землю косо, под углом. Достаточно изобразить их, чтобы получился «портрет» ветра.

 

Качают лужи солнца рдяный лик.

 

Плавное, медленное качание, чуть рябит отражение красного солнца в лужах; значит, ветер мягкий, задумчивый, а не злой. Мы увидели три разных образа ветра, почти почувствовали его. А ведь ветер — это еще и трепет листьев, и качающиеся ветви. Как видите, литературные строки содержат в себе много образной информации, необходимой маленькому художнику для работы, в том числе и информации о цветовой гамме всего пейзажа. Конечно, подробные цветовые характеристики встречаются нечасто, но это и не нужно для работы: в стихах талантливых русских поэтов созданы такие выразительные пейзажные образы, что ребенок, вживаясь в них, сам «увидит» подробности. Такие задания разовьют в нем чуткость к поэтическому слову, к природе.

Ребенок должен внимательно прочитать стихотворение и постараться почувствовать и увидеть то, что явилось источником вдохновения для поэта. Он должен анализировать возникающие чувства, словесно фиксировать их. Так определяются характер и настроение будущего рисунка. В соответствии с этим выбираются приемы работы с цветом — контрастное решение либо работа на сближенных тонах. Применение контраста в композиции усиливает состояние напряжения, а использование цветов, сближенных по цветовому кругу, не контрастных и по цвету, и по светлоте, создает ощущение комфорта, успокоения. Для большей активности образа можно сочетать хроматический контраст с тональным. Подбираем цветовую гамму, характер линии, штриха, мазка, а также технику, наиболее подходящую для создания образа.

 

 

Прочитаем два стихотворения С.А. Есенина, в которых созданы разные образы ветреной погоды, и ответим на вопросы.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер,

Закружилась листва золотая

 

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

 

Каков характер ветра в одном и в другом стихотворении?

1. Резкий, злой.

2. Плавный, спокойный, добрый.

 

Каким должен быть общий тон картины?

1. Небо в тучах; темная композиция

2. Слова «золотая», «розоватой», «бабочек», «звезда» создают впечатление сказочного мерцания света в ранних светлых сумерках; композиция светлая.

 

Каким мазком хочется передать такое состояние?

1. Резкий.

2. Плавный.

Какое стихотворение создает ощущение напряжения, а какое покоя?

 

1. Напряжение, тревога.

2. Покой, легкость.

 

Требуются ли цветовой и тональный контрасты?

1. Используется контраст, фиолетового и желтого.

2. Решение через сближенные цвета по цветовому кругу и по светлоте.

 

При подборе колорита и цветовой гаммы учитываются цвета и оттенки, о которых говорится в стихотворении.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: