Внимательно прочитав стихотворения, передать образ ветра, применяя законы цветоведения, тональные особенности цвета, возможности использования разного по характеру мазка, штриха, линии, пятна, силуэта и фактуры. Подобрать цветовую гамму, соответствующую настроению пейзажа, времени года, о котором говорит автор, использовать те цвета и оттенки, которые он упоминает. Если в тексте не говорится о цвете, выбрать его самому.
Хлесткий ветер в равнинную синь
Катит яблоки с тощих осин.
(С. Есенин)
Ветер злой, холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
(И. Белоусов)
Ветер злой, ветер крутой в поле
Заливается,
А сугроб на степной воле
Завивается.
(А. Фет)
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.
(С. Есенин)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
(С. Есенин)
Проплясал, проплакал дождь весенний.
(С. Есенин)
После работы над пейзажем, можно перейти к созданию образов своих любимых сказочных героев, добиваясь эмоциональной выразительности с помощью контрастных или сближенных цветов. Помним также и о важности удачного выбора техники. При этом главное — добиться нужного впечатления, убедительно выразить свое отношение к персонажу, для чего, возможно, потребуется объединить несколько техник и приемов работы с цветом в одной композиции.
|
|
Вывод: Слово – тот строительный материал, при помощи которого создается художественный образ. Включение художественного слова повышает положительное эмоциональное отношение, способствует формированию создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).
Приложение
Конспект занятия на тему: «Краски вечерних пейзажей»
Тип урока: Беседа.
Цель: Предоставить детям возможность удивиться и порадоваться необыкновенному звучанию вечерних пейзажей, вызвать эмоциональное сопереживание настроению картин.
Задачи:
- Развивать у детей цветовое видение, способность чувствовать и соотносить цвет с настроением, которое оно вызывает.
- Видеть в картине единство содержания и средств выразительности.
- Обратить внимание детей на то, как цвет вечерних лучей солнца влияет на цвет окружающих предметов.
- Обогащать речь детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Подготовительная работа.
Неоднократные наблюдения на прогулке за тем, как изменяется цвет окружающих предметов на вечерней заре, на заходе солнца. Выполнение вечерних пейзажей.
|
|
Материалы.
- Репродукции картин «Летний вечер. Околица» И.Левитана, «Пейзаж. Лес» С.Жуковского, «Закат» А. Рылова, «Вечер на Украине» А. Куинджи; детские рисунки вечерних пейзажей.
Ход занятия.
Дети свободно усаживаются перед стендом, на котором размещены их собственные рисунки — вечерние пейзажи. Рядом на закрытом стенде помещены картины художников.
Педагог: Ребята, мы с вами наблюдали, как красивы вечерние пейзажи, как изменяется цвет неба, деревьев, травы в лучах вечернего солнца. И мы рисовали это. Давайте рассмотрим ваши рисунки. Вот какие они получились необычные. Давайте поговорим о них. О чем вы хотели в них рассказать? Почему использовали такие краски?
(Послушать рассказы 2—3 детей)
Вы молодцы, придумали интересные рисунки. А сейчас давайте посмотрим, как рассказали об этом времени суток художники.
(Педагог открывает картину «Летний вечер. Околица» И. Левитана, дает возможность рассмотреть ее.)
Педагог: Как вы думаете, о чем же эта картина?
(Выслушать 2—3 детей.)
Художника Исаака Ильича Левитана восхитил ясный летний вечер на окраине русской деревушки. На картине изображена деревенская околица — окраина деревни. За забором — неширокое поле, вдоль которого тянется лиственный лес. Он золотится в лучах заходящего солнца. В центре картины — дорога. Широкая на переднем плане, она, убегая в сторону леса, становится все уже. Весь передний план картины уходит в густую вечернюю тень, которая приглушила яркие краски, превратив их в тончайшие переходы серовато-серебристых, зеленовато-блеклых, зеленовато-молочных тонов. От этого еще ярче, еще звонче сияют краски леса, преображенного золотом заката.
Линия дороги и изгороди — все устремлено, все влечет взгляд туда, где царствует ликующий свет, в этот таинственный лес с ярко вспыхивающими красноватыми отблесками и глубокими темно-зелеными тенями. И дальше, где нежнейшими зеленовато-желтоватыми переливами сияет бесконечный лучезарный простор неба с танцующими в теплом вечернем воздухе легкими облачками. Лучи заката особенно пронзительно сверкают, вспыхивая на деревянных столбах и воротах изгороди. Покой и тишина разлиты, в мирно засыпающей природе. Мы словно слышим хрустальную музыку упоительно тихого летнего вечера.
Люблю я этот час,
Когда со всех сторон
Ко мне идут густые тени,
И веет свежестью, и воздух напоен.
Дыханьем дремлющих растений.
И. Никитин
Засверкал огонь зарницы,
На гнезде умолкли птицы,
Тишина леса объемлет,
Не качаясь, поле дремлет.
А. Фет
Педагог: Художник Архип Иванович Куинджи тоже написал картину про летний вечер. Посмотрите на нее. (Педагог открывает картину) Этот вечер не похож на тот, который мы с вами только что видели. Чем же? Да, это вечер на юге, в украинском селе. Это уже более позднее время, когда гаснет вечер и все начинает погружаться в темную южную ночь. Последние лучи заходящего солнца ярким розовым светом окрасили белые хаты, крыши домов, траву, небо на горизонте между темными, почти черными кронами деревьев. Зеленоватые тени лежат на неосвещенной стороне домов. Сказочное очарование теплого южного вечера в потухающем пламени заката. Все объято розовой дремотой и негой.
Педагог: Вот еще одна картина о летнем вечере. Ее написал художник Станислав Юлианович Жуковский. Называется она «Пейзаж. Лес».
(Педагог открывает картину) Какой же он наблюдал закат и где?
Догорает день, зарею
Ярко пышут небеса,
А вдали туманной мглою
Одеваются леса.
С. Дрожжин
Бесконечная стена леса, и, повторяя, ее изгибы, уходит вдаль насыпь с колеей железной дороги. Последние лучи солнца окрасили все в красновато-лиловые, теплые коричневые оттенки. Только кое-где выделяется еще прозрачными пятнами светлая зелень листвы березок, и сверкают их бело-розовые стволы. Интересно выстроена художником и композиция картины. Высокие деревья слева, над насыпью дороги, кажутся огромными. Можно рассмотреть их стволы, ветви. Дальше, приближаясь к линии горизонта, лес превращается в сплошную массу, создавая ощущение бескрайности, бесконечности. Правая сторона картины погружена в коричневатую тень. Небо пылает лилово-сиреневыми тонами, и легкие вечерние облачка светятся оранжево-желтоватыми красками. Удивительно ярки, нарядны краски, создающие настроение светлой печали, восхищения красотой гаснущего дня. Вглядитесь в этот пейзаж.
|
|
(Педагог открывает картину «Закат» А. Рылова, дает возможность рассмотреть ее)
Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет.
А. Фет
Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Расскажите.
(Выслушать 2—3 детей)
Не правда ли, картина вызывает чувство тревоги, беспокойства, ожидания чего-то таинственного, может быть, угрожающего. Это чувство вызывают цветовые тона, которые использовал художник. Несомненно, он видел их в природе, почувствовал это состояние настороженности и предупреждения, которые звучали громко и тревожно в пламенеющем красном небе с фиолетовыми тучами, желто-зеленоватой, ярко-золотой полосой у горизонта, там, где за лесом садится солнце. Кроваво-красные краски неба отражаются в реке, и она стала такой же. Изменился цвет деревьев, травы. Он стал каким-то коричневым, бурым. Сосны на первом плане темными силуэтами просматриваются на фоне реки и неба. Вот, оказывается, каким может быть вечерний пейзаж.
Итог занятия.
Педагог: А сейчас внимательно посмотрите на все эти пейзажи и скажите: всегда ли цвет неба голубой, а деревьев и травы зеленый?
(Ответы детей)
С чем это связано?
Значит, мы узнали еще один интересный «секрет» художников-живописцев: цвет в природе зависит от время суток (утро, день, вечер, ночь). Значит на все предметы, объекты природы влияет свет солнца.
|
|
В какой цвет окрашивает солнце окружающую природу вечером?
(Вечерний свет, вечерняя заря все окрашивает в розоватые, красноватые, лиловые, фиолетовые или коричневатые тона).
Литература.
1. Абрамова М. А. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству». М. – 2002 г.
2. Виноградова Г.Г. «Изобразительное искусство в школе». М. 1990 г.
3. Курочкина Н.А. «Знакомство с пейзажной живописью». СПб.:2003 г.
4. Рутковская А. «Рисование в начальной школе». СПб.: 2001 г.
5. Рыбакова О. Ю. «Азбука Искусств». М.: 2006 г.
6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство». М.: 2003 г.
7. Чудакова Н.В. «Я познаю мир». М.: 1995 г.
8. Шохин К.В. «Эстетическое воспитание». М.: 1970 г.