Капитал больше не находится в главных имперских городах, он где-то в сетях. Пьер Бурдье называет это символическим капиталом. Наступила эпоха нематериального труда

Например, вчера я пошел в гастроном, покупал какую-то еду. Среди нескольких человек в очереди я был единственным, кто платил наличными. Все остальные платили карточками. Это значит, что реальные деньги не здесь. Деньги находятся в другом месте. И то же самое происходит во всем мире — в Париже, Нью-Йорке. Большой экономический кризис последней декады стал причиной кризиса в Западной Европе. Это значит, что западные страны также переживают переходный период. Наступила эпоха глобализации и перемен. Все подвижно, настроено на переход и нестабильно. Этому периоду отвечает и новое искусство. Приведу несколько примеров.

Вадим Фишкин

Российский художник Вадим Фишкин, который живет в Словении в Югославии, сказал фразу, похожую на слова Карела Миллера: “Я не верю ни во что, кроме своего тела”. Он прошел через город с прибором, который записывал его сердцебиение. Этот сигнал передавался на маяк города, и свет включался и выключался в ритме его сердцебиения. Или сербская арт-группа “Арт Клиника” (Art Klinika), участники которой, отталкиваясь от идеи, что современное общество — это больное общество, идут в места кризиса и там создают “здоровые” перформансы. Российский же художник еврейского происхождения Олег Кулик придумал идею человека-собаки. Это смешно и трагично одновременно. Потому что первое поколение постсоветских художников эпохи перестройки, когда пришло на Запад и захотело стать частью западного искусства, оказалось перед закрытыми дверьми галерей.

Что может сделать художник в такой ситуации? Он может стать собакой.

Милица Томич (Milica Tomić), Давид Мальякович (David Maljković) или Игорь Грубич (Igor Grubić) работают с памятью о коммунистическом прошлом Югославии. Например, сейчас в Сербии, Словении и Хорватии многие художники испытывают ностальгию по коммунистическим временам. Это ностальгия об антиглобальной, нелиберальной, некапиталистической картине мира.

Милица Томич

Закончу я свое выступление списком литературы. Для тех, кто только начинает работать в этой области, я всегда советую книгу Goldberg, R. L, Performance. Live Art Since the 60s и Schechner, R, Performance Theory. Это то, что я подготовил для вас. Это была не теория и не история перформанса, это был перформанс.

Спасибо!

Игорь Грубич

ДИСКУССИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: