Модератор Татьяна Артимович

Татьяна Артимович: Попытаюсь суммировать то, что сказал Мишко. Переломным моментом для возникновения теории перформанса, которая отличалась от теорий и практик перформативных искусств, стал разговор Марселя Дюшана с Джоном Кейджем. Когда Дюшан сказал: “Я чемпион”, он имел в виду, что если он называет себя чемпионом, то он им и является. А если говорить об искусстве, то это значит, что если я называю нечто искусством, оно им и становится. Кейдж это понял, и в тот момент, если верить истории, появилась теория перформанса. Отличие перформативных искусств от искусства перформанса заключается в том, что да, перед публикой нечто исполнялось, но оно заключено в рамки исполнения — я представляю кого-то другого, я являюсь всего лишь частью произведения. Посредством искусства перформанса автор становится субъектом и объектом одновременно, создает некую вертикаль, вокруг которой строится и происходит всё остальное. Это значит, что я больше не представляю кого-то, не исполняют нечто, но являю перед публикой самого себя. Перформер использует свое тело — как материал (холст для создания картины) или как форму, через которую он исполняет некую ситуацию. Сам акт перформера становится его произведением.

Мишко Шувакович: Да, условно искусство перформанса стартовала с Кейджа. Но я еще раз повторю: это не значит, что до него никто не делал работы подобного рода. Однако другие художники не теоретизировали на предмет таких практик, т.е. не создали теорию. Именно поколение Кейджа сформулировала идею, что всё является искусством, и такие практики начали называть перформансом. Это важно. Важно понять, что перформанс — это не только динамическое движение тела. Это могут быть разные способы представления различных концепций через свое тело. Иногда перформанс может быть абсолютно статичным, иногда динамическим, иногда это моделирование какой-либо поведенческой ситуации. Можно привести пример современного концептуального танца. Французский хореограф и танцор Жером Бель (Jerome Bel) был классическим балетным танцором, но в конце 1990-х он показал перформанс. Он вышел на сцену в майке с изображением Мерлин Монро. На Жероме было надето 100 таких маек. Он снял одну майку, затем другую, и так далее, пока не снял все. Затем он начал надевать их обратно, одну за другой. Зрители были рассержены, потому что они пришли увидеть, как Жером танцует. Но он объяснил, что начал делать танец с элементами искусства танца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: