Рекомендации по организации этапов урока

Этап урока Продолжительность Деятельность педагога
Организационный момент 1 мин  
Мотивация к учебной деятельности, актуализация 2 мин

Приемы целеполагания, которые могут быть использованы на занятиях.

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.Повторить знания об имени прилагательном. 2. Определить, с какими частями речи сочетается. 3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим Изучим Узнаем Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –…

3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10 24/(16 – 4 * 2) (42 – 12 + 5)/7 8 * (7 – 2 * 3)

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12 * 6 14 * 3 32: 16 3 * 16 15 * 4 50: 10 70: 7 81: 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед важным событием; рассказать от лица героя, например, Тома Сойера о судьбе Геккельбери Финна, или как Дюймовочка рассказывает с ласточке.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности 3 мин
Открытие новых знаний 25 мин § Вовлечение учащихся в определении последовательности действий на уроке § Чередование различных форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной и групповой) § Фиксация индивидуальных затруднений в учебном действии
Закрепление изученного на уроке 10 мин § демонстрация учащимися усвоенных знаний на уроке и § демонстрация умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений)
Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами   3 мин § Различные формы оценивания (самооценка своей деятельности)
Заключительный оргмомент 1 мин § Предъявление и объяснение домашнего задания. § Создание ситуации выбора (дифференцированное домашнее задание)
Требования к деятельности учителя Требования к деятельности учащихся
1. Соблюдение санитарных норм и правил безопасности, соответствующих профессии 2. Четкая формулировка цели урока 3. Четкая формулировка задач урока 4. Соответствие учебного содержания урока теме и целям урокам 5. Владение понятийным аппаратом 6. Подбор фактического и иллюстративного материала с точки зрения научности 7. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся: · уровень сложности · объем материала · способ изложения 8. Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности 9. Вовлечение учащихся в определении последовательности действий на уроке 10.Демонстрирует элементы современных технологий обучения (в том числе ИКТ) 11.Чередование различных форм. Организация чередования форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной и групповой). 12.Фиксация индивидуальных затруднений в учебном действии 13.Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами 14.Использование различных форм оценивания  учебной деятельности учащихся (самооценка своей деятельности) 15.Обсуждение достигнутых результатов 16. Создание эмоционального комфорта, уважения личного достоинства обучающихся. 1. Учащиеся участвуют в процессе постановки целей и задач учебной деятельности 2. Учащиеся участвуют в организации урока (через определение последовательности действий на уроке) 3. Учащиеся выполняют различные формы работы (фронтальная, индивидуальная, парная и групповая). 4. Учащиеся демонстрируют усвоение новых знаний, правильно отвечая на вопросы учителя 5. Учащиеся демонстрируют сформированность умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений на первом уроке по теме) 6. Самооценивание своей учебной деятельности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: