Гигиеническая оценка расписания

Учитывая динамику работоспособности учащихся, для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать трудность предмета и преобладание статического или динамического компонента во время занятий (динамический компонент преобладает на уроках труда, физкультуры, пения и т.п.).

Деление предметов на легкие и трудные - очень относительно, трудность их зависит от индивидуальных способностей учащихся, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Поэтому единого критерия трудности школьных предметов нет ни у педагогов, ни у гигиенистов, ни даже у самих учащихся. Условно предметы в порядке убывания их трудности можно распределить следующим образом: математика, физика, химия, иностранный язык, родной язык и литература, география, биология, физкультура, трудовое обучение, черчение, ИЗО, музыка и пение.

Для учащихся младших классов наиболее трудны математика и чтение. В 5 - 8-х классах предметами первой степени трудности являются математика, русский и иностранный языки. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, обществоведение, иностранный язык.

Наблюдения, проведенные НИИ гигиены детей и подростков Российской Федерации показали, что предметы, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении, оказывают наиболее выраженное утомляющее действие. В младших классах наиболее утомительными предметами являются чтение (1- 2-е кл.), природоведение (в 3-м), история (в 4-м), в средних классах - география, физика, химия, в старших классах - физика, химия, математика, география, литература.

Правильное распределение уроков достигается различными путями, прежде всего правильным чередованием предметов: трудные уроки сменять более легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, уроками, построенными, в основном, на использовании сигналов первой сигнальной системы.

Предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2-й - 3-й уроки, легкие - на последние. На понедельник и субботу следует планировать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть наиболее нагруженными.

При составлении расписания уроков следует избегать сдваивания уроков, расположения в расписании друг за другом уроков, сходных по характеру рабочих операций на них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т.п. Нецелесообразно сдваивание уроков по труду, так как длительное действие однообразных раздражителей при этом приводит к более выраженному утомлению и неблагоприятно скажется на последующих занятиях.

Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, рисования, пения, что создает благоприятные условия для переключения учащихся с умственной деятельности на физическую.

Такое переключение служит активным отдыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга и обеспечивает более высокую работоспособность, как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной недели.

По той же причине следует избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным, приводят к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Сдвоенные уроки допустимы в старших классах при проведении контрольных работ по математике, написании сочинений, лабораторных работ по химии и физике. Контрольные работы требуют от учащихся большого напряжения умственных и психических сил. Наиболее целесообразно проводить контрольные работы в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наибольшая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, на последних уроках.

Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают правильно организованные уроки труда и физкультуры, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка). Это является мощным фактором сохранения работоспособности учащихся и улучшения функционального состояния в течение учебного дня и недели.

Наиболее благоприятную динамику работоспособности обеспечивают эти уроки при проведении их на 3-м или 4-м часу, то есть при появлении начальных стадий утомления. В этом случае переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5 - 6-м уроках.


 


Расписание уроков 6 класса

Понедельник - 46 баллов.                                    Вторник – 42 баллов.

1. Английский язык (10 баллов)                           1. Русский язык (7 баллов)

2. Английский язык (10 баллов)                           2. ИЗО (2 балла)

3. Русский язык (7 баллов)                            3. Английский язык (10 баллов)

4. Математика (11 баллов)                                    4. Русский язык (7 баллов)          

5. Технология (4 балла)                                         5. История (8 баллов)

6. Технология (4 балла)                                         6. История (8 баллов)

 

 

Среда – 46 баллов.                                                 Четверг – 50 баллов.

1. Английский язык (10 баллов)                          1. Математика (11 баллов)

2. Математика (11 баллов)                                  2. Природ. и ОБЖ (6 баллов)

3. Природ. и ОБЖ (6 баллов)                               3. Математика (11 баллов)

4. Русский язык (7 баллов)                                   4. Русский язык (7 баллов)

5. Литература (7 баллов)                                       5. Литература (7 баллов)

6. Физкультура (5 баллов)                                    6. История (8 баллов)

 

Пятница – 31 баллов.

1. Музыка (1балл)

2. Физкультура (5 баллов)

3. Математика (11 баллов)

4. Русский язык (7 баллов)

5. Литература (7 баллов)

 

 

 

 

Рис. 1. Динамика недельной учебной нагрузки

 

Рис. 2 – Динамика учебной нагрузки в понедельник

 

В понедельник у класса на первом уроке большая нагрузка. Организм школьника находится в фазе врабатывания в ритм учебы. Желательно поставить первым уроком урок технологии или русского языка. Необходимо избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

 

Рис. 3 – Динамика учебной нагрузки во вторник

Во вторник на 1 урок приходится большая нагрузка. Необходимо пересмотреть расписание на данный учебный день. На конец дня нагрузка должна быть снижена, т.к. на это время приходится период некомпенсированного утомления. Во вторник данный принцип не соблюдается в расписании уроков. Необходимо избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

Рис. 4. – Динамика учебной нагрузки в среду

На 1 урок в среду приходится большая нагрузка, что не соответствует принципам гигиены составления расписания. На 3 и 4 урок целесообразно ставить предметы с наибольшей нагрузкой для учеников, в среду наоборот на 3 и 4 уроке нагрузка минимальная. Необходимо поменять местами 1, 2 урок и 3 и 4. Также нецелесообразно ставить рядом русский язык и литературу, (предметы однотипные).

Рис. 5 – Динамика учебной нагрузки в четверг

Снова на 1 урок приходится слишком большая нагрузка, а также снова рядом поставлены однотипные предметы (русский язык и литература). Необходимо пересмотреть расписание на данный учебный день.

Рис. 6 – Динамика учебной нагрузки в пятницу

На конец дня и недели нагрузка должна быть снижена, т.к. на это время приходится период некомпенсированного утомления. У 6 этот принцип соответствует норме.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: