Внеклассная работа как одна из форм экологического воспитания в школе

Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной и внешкольной работой учащихся. Эффективная внеклассная и внешкольная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьников в становлении и развитии их взглядов на природу, обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний и практического применения этих знаний в области охраны окружающей среды, своей страны и всей Земли в целом.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Поэтому необходимо использовать разнообразные организационные формы, методы и средства, способствующие эффективности экологического образования и воспитания школьников: проблемный и частично-поисковый методы; дидактические, деловые, сюжетно-ролевые игры; решение задач экологического содержания; творческие задания; включение в деятельность экологического содержания; наглядность.

Разнообразные сочетания коллективной, групповой, парной и индивидуальной форм деятельности учащихся способствует эффективности формирования экологической грамотности старших школьников.

В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят экологические олимпиады различного уровня.

Для того чтобы принимать участие в олимпиадах, нужно обладать определенным уровнем знаний и постоянно тренироваться. Подготовка должна быть на высоком уровне. Терпение и целеустремленность учащихся имеют важное значение, так как развиваются те качества, которые обязательно понадобятся ему во взрослой жизни. Основным стимулом к участию в олимпиадах для школьника является мотивация. Это возможность улучшить и показать знания и эрудицию по решаемой проблеме, проявить свои организаторские способности. Олимпиада по экологии как правило, включает школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходят в один тур – теоретический. Школьный этап олимпиады проводится по разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей экологической направленности для учащихся 5–11 классов. При составлении заданий школьного и муниципального этапов олимпиады происходит ориентация не только на содержание учебных предметов, включающих экологическую проблематику, но и на специфику региона, где проживают учащиеся. Сюда можно отнести:

 - биологическое и ландшафтное разнообразие;

- наличие особо охраняемых природных территорий различного вида и отрасли промышленного, сельскохозяйственного, рекреационного, традиционного природопользования.

  Межпредметные экологические конференции рассчитаны на наиболее любознательную и подготовленную по естественнонаучным дисциплинам часть учащихся, способных на самостоятельный поиск и естественнонаучные обобщения.

 В последнее время экологическое образование в школе приобрело интерактивный характер мероприятий. К таким мероприятиям относятся творческие конкурсы, викторины, олимпиады, ток-шоу по типу популярных телевизионных передач, спектакли на экологическую тематику. Особую значимость приобретает работа на экологической тропе. Учащиеся старших классов могут принимать активное участие в ее обустройстве или преобразовании. По силам подросткам устроить метеоплощадку или лабораторию на открытом воздухе.

Экологическая экспериментально-опытная работа старшеклассников становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Старшеклассники могут работать не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах.  Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, прекрасно систематизируют свои знания и наблюдения, оформляя результаты работы в виде докладов, статей, фото- и видеоотчетов. Представить свою деятельность в сфере экологии они могут на специализированных сайтах, в журналах; на городских, областных и всероссийских конкурсах. Для некоторых детей такая работа является залогом выбора профессии и продвижения в данном направлении.

  Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по экологии занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц», «День Земли», «День окружающей среды» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала  для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы.  Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

 Экологическое воспитание во внеурочное время подразумевает и ведение экологических кружков. Именно кружковая работа позволяет использовать разные методы воспитания, привлекает детей разнообразием форм, увлекательностью. Кружковая деятельность строится по трем основным направлениям: пропаганда экологических знаний, борьба за чистоту окружающей среды, исследовательская деятельность.

Пропаганду экологических знаний обеспечивают театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, экологических фильмов и выступления перед разнообразной аудиторией. Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как для своего населенного пункта, так и мира в целом.

Вторым направлением кружковой деятельности, может являться борьба за чистоту окружающей среды.  В этом направлении осуществляется уже практическая деятельность. Учащиеся становятся участниками разных экологических акций таких как: «Чистым рекам — чистые берега», «Марш парков», «Посади дерево». Исследовательский характер деятельности школьников на занятиях кружка способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

Одной из форм внеклассной работы является сотрудничество с экологическими организациями. Работая со школьниками в области экологического образования нужно обязательно сотрудничать со многими специалистами и организациями. Рассмотрим некоторые из них.

Гринпис - это международная общественная природоохранная организация, основанная в канадском городе Ванкувер 15 сентября 1971 года. Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.

Гринпис реализует целый ряд проектов, в которых могут принимать учащиеся практически всех школ. Например: проект  «Экодом»  или экологически безопасный дом. Проект «Экодома» открыт для всех желающих внести свой вклад в дело спасения природы. Помочь может каждый, а начать можно с малого. Установить у себя дома энергосберегающие лампы, утеплить окна в квартире, выбирать безопасную бытовую химию, собирать бытовые отходы раздельно. Нужно учить детей вносить свою лепту в общее дело защиты окружающей среды.

МТС ежегодно приглашает все школы стать участниками проекта «Мобильные технологии для экологии» и провести Всероссийский Эко-Урок.

Этот необычный и полезный проект организуется в рамках программы «Зеленые школы» Всероссийского движения ЭКА при поддержке и непосредственном участии компании МТС. Эко-Урок «Мобильные технологии для экологии» приурочен к Международному дню Земли 22 апреля. Его проводят ежегодно тысячи прогрессивных и любящих природу своей Родины учителя в апреле во время Весенней Недели Добра.

 Всероссийское общество охраны природы принимает активное участие в реализации программ: “Непрерывное экологическое просвещение и воспитание населения”, “Малые реки”, “Родники”, “Отходы”, “Природное наследие”.

 В рамках программы по экологическому воспитанию проводятся смотры-конкурсы школьных учреждений по экологическому воспитанию и изданы сборники по этим направлениям деятельности. Участие в мероприятиях этого общества дает богатый опыт экологического образования и воспитания школьников.

Всемирный фонд дикой природы был создан в 1961 году и объединял несколько человек. Сегодня Всемирный фонд дикой природы - крупнейшая в мире неправительственная международная природоохранная организация. Всемирный фонд дикой природы России

- оказывает методическую поддержку учителям, работающих в сфере экологического образования школьников;

- обеспечивает поддержку создания учебных курсов и учебных пособий;

- проводит тренинги для преподавателей;

- создает экологические центры для учащихся, методические объединения педагогов;

- предоставляет программы малых грантов в области экологической деятельности учащихся. Участие школьников в мероприятиях этого фонда- это еще одна возможность внеклассной экологической деятельности.

В заключение следует сказать, что  сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Результатом экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и отношение к природе, человеку, обществу.

 

Литература

1. Ахатова Т. И. Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Казань: Бук, 2014.

2. Ахатова Т.И.,  Казакова Н.М. Инновационные педагогические технологии: материалы международной конференции. Казань: Бук, 2014.

3. Васильев С.В.. Экологизация географии или географизация экологии? География в школе. – 2000г.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

5. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011г.

6. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование. 2009.

7. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. Экологическое образование. 2010.

8. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках. Молодой ученый. 2014.

9. Плешаков А. А.Преподавание природоведения в началь­ной школы. - М.: Новая школа, 1994.

10. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007.

11. Марфенин Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы.Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006.

​12. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование 2010

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: