Что такое школьная дезадаптация и социально-психологическая дезадаптация? Общее и различие этих явлений

Тема. Школьная дезадаптация как психолого-педагогическая проблема. Понятие «Социально-психологическая дезадаптация».

Причины проявления.

Как понимают явления адаптации – дезадаптации отечественные ученые?

Ответ: В отечественной литературе широко используется понятие «социальная дезадаптация», которое определяется как «нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных внешних причин, непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты».

В работах Б.Н. Алмазова социальная адаптация определяется как уравновешенное соотношение социальной действительности и социального в человеке. Это определение социально-психологической адаптации можно конкретизировать в трех направлениях: адаптивное поведение (в интересах среды воспитания), адаптивное состояние (отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен), адаптация как условие эффективности взаимодействия ребенка со взрослым в системе воспитания.

На категориальном уровне анализа «адаптивность-неадаптивность», по мнению А.В. Петровского, могут быть представлены как тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов ее функционирования. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерения не совпадают с деянием, замысел – с воплощением, побуждению к действию – с его итогом.

Это противоречие, как предполагает А.В. Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения».

По мнению А.А. Налчаджян, социально-психологическая дезадаптированность в первую очередь выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль и ведущая деятельность.

С.А. Беличева считает, что «социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции».

С точки зрения И.К. Кряжевой, понятие социальная адаптация отражает явление включенности индивида в социальную среду в процессе его общественно-полезной деятельности, взаимодействие и интеграцию личности с общностью и самоопределение ее в ней. Социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации ее внутренних возможностей и личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования. В качестве основных критериев социально-психологической адаптации автор выделяет следующие: включенность в деятельность и общение, благоприятное эмоциональное самочувствие.

Т.В. Снегирева определяет социально-психологическую социально-психологическая дезадаптация – это процесс превращения объективных форм и условий жизнедеятельности индивида в неадекватные, качественно своеобразные способы его организации. В процессе неадекватного взаимодействия личности с окружающими затрудняется реализация ее основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), нарушается состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, искажается социальный статус дезадаптированной личности.

Как вы понимаете следующие основные разновидности социально-психологической дезадаптированности личности: временная, общая устойчивая, устойчивая ситуативная дезадаптированность.

Ответ: Возможно выделение следующих основных разновидностей социально-психологической дезадаптированности личности:

временная,

общая устойчивая,

устойчивая ситуативная дезадаптированность.

Временная дезадаптированность может быть устранена с помощью адекватных адаптивных социальных и психологических действий. Так, если человек оказывается в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию и социальная среда ждет от него исполнения адаптивных действий), то это означает, что он находится в состоянии временной дезадаптированности. Временная дезадаптированность характерна, например, для детей, которые оказались в новых учебных или неформальных группах, в которых их функции (роли) и взаимоотношения с другими членами еще не определились, поскольку находятся в процессе становления.

Общая устойчивая дезадаптированность является состоянием перманентной фрустрированности, наличие которой активизирует ставшие патологическими защитные механизмы. Вследствие многократного применения патологизированных защитных механизмов формируются специфические виды психических комплексов – синдромы неврозов и психозов.

К устойчивой ситуативной дезадаптированности можно отнести ситуативную дезадаптированность, возникающую в том случае, если личность долгое время не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки.

Что такое школьная дезадаптация и социально-психологическая дезадаптация? Общее и различие этих явлений.

Ответ: В психолого-педагогической науке существует определение «школьная дезадаптация». Дефиниция «школьная дезадаптация» сегодня достаточно широко употребляется в психолого-педагогической науке и практике. Приставка «дез» в одном из своих значений подразумевает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, в другом – движение вниз, понижение. Термином «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность» фактически определяют любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. Часто термин «школьная дезадаптация» употребляется в значении «социально-психологическая дезадаптация». Научная строгость, однако, такого смешения не допускает (Г.Ф. Кумарина, 2001).

   Социально-психологическая дезадаптация – это более широкое по своему объему понятие. Оно характеризует широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием различных сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, переживание какого-либо физического недостатка или произошедшего в жизни события и т.д.).

Школьной же дезадаптацией следует называть только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, школьных воздействий или оказываются спровоцированными школой, т.е. связанными прямо или косвенно с учебной деятельностью, с учебными успехами, с поведением ребенка в школе или дома при выполнении школьных заданий (Г.Ф. Кумарина, 2001).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: